Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36275
Название: Проблемы становления отечественной системы подготовки кадров для профессионально-технических учебных заведений: историко-генетический анализ
Другие названия: The Problems of Formation of the National System of Personnel Training for Vocational Schools: Historical and Genetic Analysis
Автор: Dorozhkin, E. M.
Сhernoskutova, I. A.
Дорожкин, Е. М.
Черноскутова, И. А.
Дата публикации: 2020
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Дорожкин, Е. М. Проблемы становления отечественной системы подготовки кадров для профессионально-технических учебных заведений: историко-генетический анализ / Е. М. Дорожкин, И. А. Черноскутова // Образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 172-204.
Аннотация: Introduction. In Russia, the main prerequisite for scientific and industrial modernisation has always been the achievement of critical points of development gap with advanced Western countries, when the implementation of reforms has become a decisive condition for ensuring national security and survival of the state itself. The most important issue in each historical modernisation cycle was the training of scientific and industrial personnel, carried out in accordance with the next strategic tasks.The aims of the present research are the following: to evaluate the effectiveness of the mechanisms to increase human resources in the system of training skilled workers used in the Soviet and post-Soviet periods; to determine the role and importance of higher vocational and pedagogical education, and on this basis, to predict possible ways of its further development.Methodology and research methods. The main methodological tool used in the work is the historical and genetic approach, which allowed the authors to identify and interpret the logic of the centennial process of gradual formation of the Soviet model of vocational education and training (VET); to analyse the requests for education of teachers and masters of industrial training, changing both in terms of scale and requirements, in particular, the requirements to the level of qualification and general culture, and to determine the range of the most effective forms towards meeting these requirements.Results and scientific novelty. The peculiarities of phased development of the Russian system of qualified workers’ training were studied through a comprehensive analytical review of historical literature, documentary sources and statistical data. In this context, the principles of recruiting the teaching staff and masters of industrial training are discussed. Based on historical facts, it is concluded that the restructuring of vocational and pedagogical education is chronically lagged in relation to the urgent needs of the stationary system of young workers’ training.The paper reveals the reasons for the lack of the adequate tasks of holistic concept and the general training programme for teachers and masters in the field of VET throughout almost the entire Soviet period. The authors show a direct connection with this crisis in the system of State labour reserves, which, by the end of the 1950s, was not able to adapt to changes in the technological level of Soviet industry and agriculture, despite the attempts to create specialised types of educational institutions. The serious problems with providing vocational schools with teaching personnel in the 1960s and 1970s are clarified. Along with continuing attempts to “patch up personnel holes” through the administrative direction of qualified workers and competent managers to work in vocational schools, it was initiated to create a network of industrial-pedagogical technical schools. The next logical step was the opening of Sverdlovsk Engineering and Pedagogical Institute in 1978, which started the formation of the system of specialised higher vocational and pedagogical education. Today, it is the Russian State Vocational Pedagogical University, in which the ideas of integration of sectoral and psycho-pedagogical training continue to be developed. The university professionally prepares and trains competent and multi-skilled specialists in the modern conditions of qualification.Practical significance. The materials of the present article can be useful for historians of education, teachers, theorists and practitioners engaged in the development of vocational education system.
Введение. В России главной предпосылкой научно-промышленных модернизаций всегда было достижение критических точек отставания в развитии от передовых западных стран, когда проведение реформ становилось решающим условием обеспечения национальной безопасности и самого выживания государства. Важнейшим вопросом на каждом историческом модернизационном витке была подготовка научных и промышленных кадров, осуществлявшаяся в соответствии с очередными стратегическими задачами.Целями изложенного в статье исследования являлись экспертная оценка эффективности применявшихся в советский и постсоветский периоды механизмов пополнения и воспроизводства кадрового состава системы подготовки квалифицированных рабочих; определение роли и значения профессионально-педагогического образования (ППО) на разных исторических этапах и исходя из этого прогнозирование возможных путей его дальнейшего развития.Методология и методы. В качестве основного методологического инструментария в работе использовался историко-генетический подход, позволяющий проследить и осмыслить логику столетнего процесса формирования советско-российской модели профессионально-технического образования, проанализировать существовавшие и имеющиеся запросы на подготовку педагогов и мастеров производственного обучения, изменяющиеся как по масштабам, так и по требованиям, в первую очередь – к уровню квалификации и общей культуры, и обозначить спектр наиболее продуктивных форм их удовлетворения.Результаты и научная новизна. Посредством комплексного аналитического обзора исторической литературы, документальных источников и статистических данных изучены особенности поэтапного становления российской системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. В этом контексте рассмотрены принципы комплектования корпуса преподавателей и мастеров производственного обучения. С опорой на исторические факты сделан вывод о хроническом запаздывании реструктуризации ППО по отношению к насущным нуждам стационарной системы подготовки молодых рабочих. Вскрыты причины отсутствия на протяжении почти всего советского периода истории адекватных размаху и сложности решаемых задач целостной концепции и общей программы подготовки преподавателей и мастеров для сферы профессионально-технического образования. Установлена прямая связь с этими упущениями кризиса системы Государственных трудовых резервов, оказавшейся в конце 1950-х гг. неспособной адаптироваться к технологическим переменам в промышленности и сельском хозяйстве, несмотря на попытки организовать специализированные учебные заведения. Даны объяснения сохранявшимся в 1960–1970-е гг. серьезным проблемам обеспечения профтехучилищ педагогами. Вместе с тем наряду с продолжавшейся поддержкой тактики «залатать кадровые дыры» за счет административного направления на работу в ПТУ квалифицированных рабочих и грамотных управленцев началось создание сети индустриально-педагогических техникумов. Следующим логическим звеном стало открытие в 1978 г. Свердловского инженерно-педагогического института (СИПИ), положившего начало формированию системы специализированного высшего ППО. Ныне это Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), в котором продолжают развиваться идеи интеграции отраслевой и психолого-педагогической подготовки, позволяющие обучать профессионально грамотных, мобильных специалистов необходимой в современных условиях квалификации. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны для историков образования, педагогов, теоретиков и практиков развития системы профобразования.
Ключевые слова: HIGHER VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
THE PROBLEM OF TEACHING PERSONNEL
VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
SPECIFICS OF TEACHER TRAINING IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING
REFORMS OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE USSR
STAGES OF DEVELOPMENT OF SOVIET VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В САМОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-172-204
SCOPUS: 85085595701
WoS: 000530638100008
Сведения о поддержке: The authors of the article express their gratitude to L. V. Zakharovsky, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Documentation, History and Legal Support of the Russian State Vocational Pedagogical University, for providing the authors with materials and advice on the history of vocational education and training.
Авторы статьи выражают признательность кандидату исторических наук, доценту кафедры документоведения, истории и правового обеспечения РГППУ Л. В. Захаровскому за предоставленные материалы и консультации по истории профессионально-технического образования
Источники: Образование и наука. 2020. №3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_03_009.pdf486,92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.