Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36283
Название: Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик
Другие названия: Healing by Logos: Christian Aspects of Certain Modern Psycho-Pedagogical Practices
Автор: Popovkin, A. V.
Popovkina, G. S.
Поповкин, А. В.
Поповкина, Г. С.
Дата публикации: 2019
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Поповкин, А. В. Исцеление логосом: христианские аспекты некоторых современных психолого-педагогических практик / А. В. Поповкин, Г. С. Поповкина // Образование и наука. — 2019. — № 7. — С. 143-163.
Аннотация: Introduction. At present, psychotherapeutic practices based on theological and philosophical ideas about the human logos nature have become widespread. The human logos nature is not only expressed in the human ability to make articulated speech, but also in common characteristic for homo sapiens occupation – search for meaning in life and meaning of various events and situations, in which an individual finds himself or herself, and, the acts, which he or she performs. Similar types of psychotherapy include logotherapy, some types of cognitive-behavioural therapy and the methodology of the Russian teacher S. A. Rachinsky. These methods and practices can be called psycho-pedagogical and, also, can be considered as a separate area of pedagogy, because unlike classical psychological practices (often practicing ethical relativism), they recognise and promote traditional moral and spiritual values of Christianity.The aim of the present article is to consider attitudinal grounds and content characteristics of psychological practices based on religious and philosophical ideas about the human logos nature, from a pedagogical point of view, as the task of education and self-education. Methodology and research methods. The theoretical framework of the research was based on the explified philosophical and theological doctrines, as well as on academic writings of V. Frankl (founder of logotherapy) and M. Scheler (founder of philosophical anthropology). The empirical base consists of the materials of available documents and published sources of information, as well as of the materials obtained in the course of surveys and unformalised interviews with teachers and psychologists practicing church-psychological methods for the healing of psycho-somatic disorders and the correction of behavioural patterns. The collected and summarised information was processed by the methods of philosophical and anthropological analysis.Results and scientific novelty. For the first time, an attempt was made to describe and analyse the methods of psychological-corrective work and spiritual-moral education, representing a synthesis of psychological practices, Christian value-ideological and theological concepts. The particular examples of effective implementation of these methods are described: the school of cognitive-behavioural therapy in Vladivostok, organised by Archpriest Rostislav Moroz; the technique to heal stuttering according to the method of S. A. Rachinsky, innovatively applied by Hieromonk Ioannes (Zayats) in Kamchatka. The main result of the study is the identification of modern aspects for improving psycho-pedagogical methods in church-theological reception.Practical significance. The authors’ conclusions and research materials on modern methods of psychological correction of behavioural and psychophysiological disorders can be used when developing and designing the courses of cognitivebehavioural therapy, treatment of stuttering, in practical psycho-educational support and social work.
Введение. В настоящее время получили распространение психотерапевтические практики, опирающиеся на философские и богословские представления о логосной природе человека, выражающейся не только в его способности к членораздельной речи, но и в характерном для homo sapiens занятии – поиске смысла жизни и смыслов различных событий и ситуаций, в которых оказывается индивид, поступков, которые он совершает. К подобным видам психотерапии относятся логотерапия, некоторые виды когнитивно-поведенческой терапии, методика российского педагога С. А. Рачинского. Эти методы и техники можно назвать психолого-педагогическими и выделить их как отдельное направление педагогики, поскольку в отличие от классических психологических практик, часто исповедующих этический релятивизм, они транслируют нравственные ценности, совпадающие с традиционными моралью и духовностью, проповедуемыми христианством. Цель статьи – рассмотреть с педагогической точки зрения мировоззренческие основания и содержательные особенности психологических практик, базирующихся на религиозно-философском понимании логосной природы человека и позволяющих решать задачи воспитания и самовоспитания. Методология и методы. Теоретический фундамент исследования составили эксплицированные философские и богословские учения, а также труды основоположника логотерапии В. Франкла и родоначальника философской антропологии М. Шелера. Эмпирические материалы были заимствованы из доступных документов и источников, а также получены в ходе опросов и неформализованного интервью с педагогами и психологами, в том числе имеющими священнический сан, которые практикуют церковно-психологические методы для исцеления от психосоматических расстройств и для коррекции поведенческих паттернов. Собранная и обобщенная информация обрабатывалась методами философско-антропологического анализа. Результаты и научная новизна. Впервые с позиций педагогики проанализированы методы психолого-корреционной работы и духовно-нравственного воспитания, представляющие собой синтез психологических практик, христианских ценностно-мировоззренческих и богословских концепций. Описаны конкретные примеры эффективной реализации данных методов – школа когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральной) терапии во Владивостоке, организованная протоиереем Ростиславом Морозом, и техника излечения от заикания по методике С. А. Рачинского, новаторски применяющаяся иеромонахом Иоанном (Зайцем) на Камчатке. Главным результатом исследования авторы считают выявление современных аспектов совершенствования психолого-педагогических методов в церковно-богословской рецепции. Практическая значимость. Предоставленные вниманию научной общественности уникальные материалы о действенных методах психологической коррекции поведенческих и психофизиологических расстройств и выводы авторов исследования могут быть задействованы при разработке курсов когнитивно-поведенческой терапии, лечения заикания, в психолого-педагогическом сопровождении и социальной работе.
Ключевые слова: PEDAGOGY
PSYCHOLOGY
PSYCHOTHERAPY
CHRISTIANITY
PSYCHOSOMATIC DISORDERS
LOGOTHERAPY
V. FRANKL
COGNITIVE-BEHAVIOURAL THERAPY
ПЕДАГОГИКА
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
ХРИСТИАНСТВО
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
ЛОГОТЕРАПИЯ
В. ФРАНКЛ
КОГНИТИВНОПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-143-164
SCOPUS: 85072711633
WoS: 000497661800006
Источники: Образование и наука. 2019. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_07_007.pdf334,87 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.