Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36292
Название: Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов
Другие названия: Physical Activity as a Factor to Improve the Quality of Student Life
Автор: Kolokoltsev, M. M.
Iermakov, S. S.
Tretyakova, N. V.
Kraynik, V. L.
Romanova, E. V.
Колокольцев, М. М.
Ермаков, С. С.
Третьякова, Н. В.
Крайник, В. Л.
Романова, Е. В.
Дата публикации: 2020
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов / М. М. Колокольцев, С. С. Ермаков, Н. В. Третьякова, В. Л. Крайник, Е. В. Романова // Образование и наука. — 2020. — № 5. — С. 150-168.
Аннотация: Introduction. Nowadays, the specialists note a steady decrease in the level of physical, somatic and mental health of modern student’s youth due to intensive computerisation of the educational space, high teaching loads, increased time for self-training, change of social environment and violations of the basic rules of a healthy lifestyle. In order to prevent the negative consequences of these processes in terms of health preservation and improvement of the situation, it is necessary to identify and follow the trends in young people’s quality of life concerning their physical activity, which is an important condition for harmonious development, especially during the period of youth ontogenesis. The aims of the present research were the following: to study the indicators of well-being of senior students of technical specialties and to determine the vector of changes in graduates’ quality of life depending on the degree of their motor activity. Material and research methods. When employing the Russian-language version of the Short Form (36) Health Survey, the students (n = 286) of Irkutsk National Research Technical University (Russia) were examined on a phased basis (7-year time gap). In the course of monitoring procedures, the method of questionnaire surveys was used. The comparison of the obtained data on the physical condition of students of different generations was carried out through comparative analysis. The validity of differences was determined by calculating the Student’s t-test. Results and scientific novelty. The prolonged survey showed that physical activity of girls decreased by 15.2%, boys - by 15.7% in 2019 compared to 2012. The general state of students’ health condition deteriorated (by 22.5% in girls, by 21.3% in boys). The values of indicators such as “role functioning”, “pain intensity”, “mental health”, “emotional state”, “social and life activity” fell substantially. There was a decreased in the number of students, who observe the regulations, recommended by the World Health Organisation for weekly motor activity. Hypodynamia was diagnosed in undergraduates, who have completed an elective course in physical culture and sports. These facts result from the decrease in the number of students motivated to keep a healthy lifestyle and regularly do physical exercises, as confirmed by the students’ questionnaire answers. More than 21% of respondents surveyed that they felt healthy, and therefore they had no need to take care of their well-being; 37.4% of respondents lack the willpower to stay in shape, and 33.9% mentioned that there was no time for physical education. Although interviewees appreciated the importance of physical activity in people’s daily activities, only 30% visited sports sections and only 14% had a morning workout. It is highlighted that in order to preserve the physical and mental health of the nation, the valeological education of students should become a priority in higher educational institutions. Practical significance. The current research findings can serve as the basis for the cooperation of pedagogical technologies of physical education in universities, for the provision of recommendations for the corresponding independent classes of students, and for the organisation of hypodynamia preventive actions. A combination of these measures will contribute to improving the health and quality of life of future professionals.
Введение. Специалисты констатируют неуклонное снижение уровня физического, соматического и психического здоровья студенческой молодежи, обусловленное интенсивной компьютеризацией образовательного пространства, высокими учебными нагрузками, увеличением времени на самоподготовку, переменой социально-бытовой обстановки и нарушениями базовых правил здорового образа жизни. Для предотвращения негативных последствий этих процессов в плане здоровьесбережения и улучшения ситуации возникает необходимость отслеживать и фиксировать тенденции трансформаций качества жизни молодых людей, связанного с их физической активностью, которая выступает важным условием гармоничного развития, особенно в период юношеского онтогенеза. Цель проведенного авторами статьи исследования заключалась в изучении показателей самочувствия студентов старших курсов технического университета, обучавшихся в разные годы, и определении вектора изменений качества жизни выпускников вуза в зависимости от степени их двигательной активности. Материалы и методы. При использовании русскоязычной версии международного опросника качества жизни SF-36 (Short Form Health Survey) были поэтапно, с разрывом в семь лет, обследованы студенты (n = 286) Иркутского национального исследовательского технического университета (Россия). В ходе мониторинга задействовался метод анкетирования испытуемых. Сопоставление полученных данных о физическом состоянии учащихся разных поколений производилось методом сравнительного анализа. Достоверность различий показателей определялась посредством расчета параметрического t-критерия Стьюдента. Результаты и научная новизна. Пролонгированное обследование показало, что, по сравнению с 2012 г., в 2019 г. физическая активность у девушек снизилась на 15,2%, у юношей - на 15,7%; общее состояние здоровья первых ухудшилось на 22,5%, вторых - на 21,3%. Заметно упали значения и таких показателей, как «ролевое функционирование», «интенсивность физической боли», «психическое здоровье», «эмоциональное состояние», «социальная и жизненная активность». Уменьшилось число студентов, соблюдающих рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения нормы недельной двигательной нагрузки. Старшекурсникам, завершившим освоение элективного курса по физической культуре и спорту, свойственна гиподинамия. Эти факты объясняются сокращением количества студентов, мотивированных на ведение здорового образа жизни и регулярно выполняющих физупражнения, что подтвердили анкетные ответы учащихся. Более 21% опрошенных заявили, что считают себя здоровыми и поэтому не испытывают потребности заботиться о своем самочувствии; у 37,4% респондентов не хватает силы воли для поддержки себя в форме, а 33,9% указали на отсутствие времени для занятий физкультурой. Хотя опрошенные высоко оценивали значимость физической активности в повседневной деятельности человека, только 30% посещали спортивные секции и лишь 14% делали утреннюю зарядку. Подчеркивается, что ради сохранения физического и психического здоровья нации валеосбере-жение студентов должно стать приоритетом в вузовской подготовке. Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для совершенствования педагогических технологий физического воспитания в университетах, составления рекомендаций для самостоятельных занятий студентов, организации профилактики гиподинамии. В совокупности эти меры будут способствовать повышению уровня здоровья и качества жизни будущих специалистов.
Ключевые слова: STUDENTS
QUALITY OF LIFE
SF-36 QUESTIONNAIRE
PHYSICAL ACTIVITY
PHYSICAL CULTURE
СТУДЕНТЫ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
ОПРОСНИК SF-36
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-5-150-168
SCOPUS: 85089571329
WoS: 000546998000007
Сведения о поддержке: The authors thank anonymous reviewers for their work and valuable suggestions made during the review process.
Авторы выражают благодарность анонимным рецензентам за их труд и ценные предложения, высказанные по поводу содержания статьи.
Источники: Образование и наука. 2020. №5
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_05_008.pdf479,81 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.