Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36298
Название: Технологические ресурсы современного высшего образования
Другие названия: Technological Resources in Modern Higher Education
Автор: Astashova, N. A.
Melnikov, S. L.
Kamynin, V. L.
Tonkikh, A. P.
Асташова, Н. А.
Мельников, С. Л.
Тонких, А. П.
Камынин, В. Л.
Дата публикации: 2020-06
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Технологические ресурсы современного высшего образования / Н. А. Асташова, С. Л. Мельников, А. П. Тонких, В. Л. Камынин // Образование и наука. — 2020. — № 6. — С. 74-101.
Аннотация: Introduction. Modern high school should serve the needs of an innovative knowledge society based on the humanistic ideas, the introduction of digital pedagogy, the inclusion of didactic innovations into the educational process and the active use of practical-oriented technologies.The aim of the present article is to present and analyse the technological resources of higher education, revealing the educational potential of project training, smart technologies and event-based pedagogy.Methodology and research methods. The methodological framework of the present research is based in the humanistic, system and activity approaches, reflecting the essence of the development of modern education. The main methods involve the analysis and generalisation of the theory and practice of interactive technologies, studied by foreign and Russian scholars.Results and scientific novelty. The trends towards the modernisation of higher education and the factors of achievement of higher quality of preparation of students for professional activity are determined. The technological resources are considered as a key component of education and professionalisation of the future specialist. Project technology is highlighted as an advanced technology in education, as it accumulates cognitive practices, which stimulate the solution of cognitive problems; encourages and intensifies autonomous activities; provides an opportunity to visually and fully present the product of educational work. Students’ educational purposes in the project are formulated and described: acquisition of actual knowledge, self-assessment experience and expert assessment; development of research skills; portfolio development.Smart education technologies create the following unique opportunities for training: activation of the complex of students’ cognitive and creative abilities, prompt response to changes in the external environment; formation of practical personality skills to interact on social networks, to communicate in distance education, to work with electronic information resources, to create and manage personal knowledge databases, etc.Event-based education is demonstrated as a resource of open and free education and as a process of students’ unique and fascinating creative work, which is created by the joint efforts of teachers and students.The diffusion of interactive technologies and ICT tools in higher education is changing the organisation of training and the quality of the educational environment, taking into account the principles of cooperation and openness, gaining flexibility and personal orientation.Practical significance. The rapid process of continuous technological improvement of the entire range of life activities, latest advances in the field of electronics and growing flows of open-access information significantly change the content of vocational education and its methodological tools. A prerequisite for the productive use of technological resources in the educational process is their adaptation to the main tasks in higher education, which aim to prepare a person for real and future life, to solve pressing socio-economic and sociocultural issues facing society.
Введение. Современная высшая школа должна удовлетворять потребности инновационного общества знаний, что подразумевает опору на гуманистические идеи, внедрение цифровой педагогики, включение в учебный процесс дидактических инноваций и активное применение практико-ориентированных технологий. Цель статьи – представить и проанализировать технологические ресурсы высшего образования, раскрыв образовательный потенциал проектного обучения, смарт-технологий и событийной педагогики. Методология и методы. Методологической базой работы являлись гуманистический, системный и деятельностный подходы, отражающие суть развития образования в настоящее время. В качестве основных методов использовались анализ и обобщение теории и практики интерактивных технологий, находящихся в поле внимания зарубежных и российских ученых. Результаты и научная новизна. Определены тенденции модернизации высшего образования и факторы достижения нового качества подготовки студентов к профессиональной деятельности. Технологические ресурсы рассмотрены как ключевой компонент обучения и профессионализации будущего специалиста. В качестве приоритетной для образования выделена проектная технология, поскольку она аккумулирует когнитивные практики, стимулирующие решение познавательных проблем; поощряет и интенсифицирует самостоятельную деятельность; дает возможность наглядно и в полном объеме представить продукт учебной работы. Сформулированы и описаны образовательные цели участников проекта: приобретение актуальных знаний, опыта самооценки и экспертной оценки; улучшение исследовательских навыков; разработка и пополнение портфолио будущего специалиста.Отмечены уникальные возможности смарт-образования и соответствующих ему технологий, ориентированных на активацию комплекса когнитивных и креативных способностей студента, оперативное реагирование на происходящие изменения во внешней среде; предусматривающих формирование практических умений личности взаимодействовать в социальных сетях, коммуницировать в дистанционном обучении, работать с электронными источниками информации, комплектовать личные базы знаний и др.Событийное образование показано как ресурс открытого и свободного образования и как процесс уникального, увлекательного жизнетворчества студентов, который создается общими усилиями преподавателей и обучающихся.Распространение интерактивных технологий и информационно-коммуникационных средств в высшей школе изменяет организацию профессиональной подготовки и качество образовательной среды, обучение в которой строится на принципах сотрудничества и открытости, приобретает гибкость и персональную направленность.Практическая значимость. Бурный процесс непрерывного технологического совершенствования всего спектра жизнедеятельности, достижения в области электроники и нарастающие потоки информации, находящейся в свободном доступе, существенно изменяют контент профессионального образования и его инструментально-методическое оснащение. Необходимым условием продуктивного использования технологических ресурсов в учебном процессе является их адаптация под главные задачи высшей школы, которые заключаются в подготовке человека к настоящей и будущей жизни, к решению насущных социально-экономических и социокультурных вопросов, стоящих перед обществом.
Ключевые слова: CONTEMPORARY HIGHER EDUCATION
TECHNOLOGY RESOURCES
INNOVATIVE EDUCATIONAL STRATEGIES
PROJECT-BASED LEARNING
SMART TECHNOLOGIES
EVENT-BASED PEDAGOGY
СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
СМАРТ-ТЕХНОЛОГИИ
СОБЫТИЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-74-101
SCOPUS: 85091975331
WoS: 000560492300004
Источники: Образование и наука. 2020. №6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_06_005.pdf627,24 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.