Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3634
Title: Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования
Other Titles: The quality of content, process and outcoms of higher education from the students’ viewpoint
Authors: Kalugina, D. A.
Калугина, Д. А.
Issue Date: 2013-06
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Калугина, Д. А. Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования / Д. А. Калугина // Образование и наука. — 2013. — № 6. — С. 75-90.
Abstract: The paper reveals the survey findings investigating the students’ attitude to the higher education quality. The education quality concepts are considered in pedagogical, economic and sociological context; the main aspects of education quality involve: the compliance with the existing norms and standards, and correspondence with students’ personal requirements for professional training. The comparative analysis of the above survey findings demonstrates that the students’ idea of education quality is based on the teaching staff professionalism, implementation of new educational technologies and individual approach. Students at a technical state university emphasized the high level of professional training, adaptive abilities development and career prospects; while students at private classical universities valued personal and cultural qualities, and fundamental knowledge. Few of the surveyed students mentioned the normative content aspect of education quality - compliance with the state educational standards. Therefore, the author proves the need for acquainting students with the above standards in their respective profiles. The research findings can be applied for optimizing the training process in the higher educational establishments
В статье представлены результаты социологического исследования отношения студентов к качеству получаемого ими высшего профессионального образования. Приводятся различные трактовки качества образования (с точки зрения педагогики, экономки, социологии), на основании которых выведены две основных его составляющих: соответствие деятельности образовательных учреждений установленным нормам (стандартам); степень соответствия уровня образования и подготовки специалиста его потребностям. Показаны некоторые современные подходы к измерению качества образования. Актуальность социологических методов, которые позволяют оценить аспекты функционирования вуза как социального института и определить качество образования исходя из мнения основных его потребителей, в настоящее время повышается в связи с переходом на новые образовательные стандарты, предусматривающие увеличение объема самостоятельной работы и, значит, повышение степени ответственности самих обучающихся за результаты своего обучения.Результаты сравнительного анализа предпринятых анкетирования и социологических опросов показывают, что представления студентов о качестве учебного процесса базируются на высоком уровне профессионализма преподавательских кадров, степени внедрения новых образовательных технологий и индивидуальном подходе. Кроме того, студенты технического государственного вуза высказались прежде всего в пользу таких показателей качества результатов обучения, как высокий уровень  профессиональной подготовки, широкие перспективы трудоустройства, сформированность адаптивных способностей; студенты же негосударственных гуманитарных учебных заведений отдали предпочтение личностным и общекультурным качествам, а также фундаментальным знаниям. Нормативному аспекту содержания качества образования (соответствию государственным образовательным стандартам) студенты практически внимания не уделяют. Поэтому преподавателям следует рекомендовать ознакомить их с содержанием Государственного образовательного стандарта по специальности, чтобы его требования приобрели для обучающихся не абстрактный, а конкретный и обязательный для выполнения характер. Полученные данные позволяют оптимизировать учебно-воспитательный процесс высшего профессионального образовательного учреждения. 
Keywords: EDUCATION QUALITY
QUALITY OF CONTENT
PROCESS AND OUTCOMES OF EDUCATION
SUBJECT OF EDUCATIONAL PROCESS
QUALITY MANAGEMENT
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ
СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука № 6 (2013)
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2013_6_105_07.pdf225,91 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.