Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/38895
Название: Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества
Другие названия: Personal resilience to socio-cultural threats in the context of digital transformation of society
Автор: Kislyakov, P. A.
Meyerson, I.-L. S.
Shmeleva, E. A.
Aleksandrovich, M. O.
Кисляков, П. А.
Меерсон, А.-Л. С.
Шмелева, Е. А.
Александрович, М. О.
Дата публикации: 2021-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества / П. А. Кисляков, А.-Л. С. Меерсон, Е. А. Шмелева, М. О. Александрович // Образование и наука. — 2021. — № 9. — С. 142–168. — DOI: 10.17853/1994-5639-2021-9-142-168.
Аннотация: Introduction. The digital transformation of society determines the presence of socio-cultural threats and risks, which are associated with the instability of the value system of the individual and the distortion of socio-cultural identity as a result thereof. Today, we can observe various violations of the processes of socio-cultural identification, which threaten the psychological security of the individual and the security of both society and the state. Overcoming threats to socio-cultural identity through the choice of productive strategies is possible due to such personality traits as psychological stability, the ability to counteract risks, formed on the basis of social norms, ethnicity, patriotism, and critical thinking. The aim of the present research is to identify the psychological factors and mechanisms that ensure the formation of personal resilience to sociocultural threats in the context of digital transformation of society. Methodology and research methods. The current research is based on the theory of digital socialisation of the individual, socio-cultural identity, as well as on the theory of socio-psychological security. The following psychodiagnostic methods were used: “Scale of subjective well-being” (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, adaptation by M. V. Sokolova), “Definition of socio-cultural identity” (modified version by Krupenko O. V., Frolova O. V.), “Questionnaire of moral grounds” (MFQ) (J. Haidt et al., in adaptation by O. A. Sychev et al.), “Index of self-assessment of information skills” (Voynilov Y. L., Maltseva D. V., Shubina L. V., in the author’s modification), “Index of socio-cultural security of a teenager” (Scale of virtual autism) (by Gilemkhanova E. N.), and the questionnaire of perception of socio-cultural threats to the digital transformation of society developed by the authors. The obtained data were processed using descriptive statistics, factor analysis (principal component analysis, Varimax rotation), and Spearman correlation analysis. Results and scientific novelty. The study showed that students in general have a sufficient level (above average) of socio-cultural identity, critical thinking when working with information, moral norms of loyalty and respect for the authorities, as well as students demonstrate psychological well-being and a low level of virtual autism. Students see the greatest threat in threats to the individual (reduction of live interpersonal communication and withdrawal from the real world; growth of aggression, cyberbullying; growth of information stress) and the state (growth of cybercrime and cyberterrorism). Three factors of social risk of digital transformation of society were highlighted: ethno-cultural risks, antisocial risks, cognitive and communication risks. Three psychological mechanisms were identified that allow an individual to maintain resilience to socio-cultural threats in the context of digital transformation of society: the mechanism of social tolerance (vs alarmism, vs racism), the mechanism of conformity (social adaptation), and the mechanism of psychological protection (coping). Practical significance. The identified psychological factors and mechanisms allow the programmes for psychological and pedagogical support of students to be developed and implemented.
Введение. Цифровая трансформация общества обусловливает наличие социокультурных угроз и рисков, связанных с неустойчивостью ценностной системы личности и, как следствие, с искажением социокультурной идентичности. Сегодня мы можем наблюдать различные нарушения процессов социокультурной идентификации, которые угрожают психологической безопасности личности, а также безопасности общества и государства. Преодоление угроз социокультурной идентичности за счет выбора продуктивных стратегий возможно за счет таких свойств личности, как психологическая устойчивость, способность к противодействию рискам, сформированных на основе социальных норм, этничности, патриотизма, критичности мышления. Цель исследования состоит в выявлении психологических факторов и механизмов, обеспечивающих формирование устойчивости личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества. Методология и методики исследования. Исследование основывается на теории цифровой социализации личности, социокультурной идентичности, а также на теории социально-психологической безопасности. Применялись следующие психодиагностические методики: «Шкала субъективного благополучия» (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, адаптация М. В. Соколовой), «Определение социокультурной идентичности» (модифицированный вариант О. В. Крупенко, О. В. Фролова), «Опросник моральных оснований» (MFQ) (J. Haidt с соавт. в адаптации О. А. Сычева с соавт.), «Индекс самооценки навыков работы с информацией» (Ю. Л. Войнилов, Д. В. Мальцева, Л. В. Шубина в авторской модификации), «Индекс социокультурной безопасности подростка» (Шкала виртуальной аутизации) (Э. Н. Гилемханова), авторский опросник восприятия социокультурных угроз цифровой трансформации общества. Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, факторного анализа (метод главных компонент, вращение Varimax), корреляционного анализ Спирмена. Результаты и научная новизна. Проведенное исследование показало, что у студенческой молодежи в целом на достаточном уровне (выше среднего) сформированы социокультурная идентичность, критичность мышления при работе с информацией, моральные нормы лояльности и уважения к власти, а также студенты демонстрируют психологическое благополучие и невысокий уровень виртуальной аутизации. Наибольшую угрозу студенты видят в угрозах личности (сокращение живого межличностного общения и уход от реального мира; рост агрессии, кибербуллинга; рост информационного стресса) и государству (рост киберпреступности и кибертерроризма). Выделено три фактора социального риска цифровой трансформации общества: этнокультурные риски, асоциальные риски, когнитивно-коммуникационные риски. Выявлено три психологических механизма, позволяющих индивиду сохранять устойчивость к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества: механизм социальной толерантности (vs алармизм, vs расизм), механизм конформизма (социальной адаптации), механизм психологической защиты (копинга). Практическая значимость. Выявленные психологические факторы и механизмы позволяют перейти к разработке и реализации программ психолого-педагогического сопровождения учащейся молодежи.
Ключевые слова: SOCIO-CULTURAL THREATS
PSYCHOLOGICAL RESILIENCE
DIGITAL TRANSFORMATION
SOCIAL NORMS
SOCIO-CULTURAL IDENTITY
INFORMATION BEHAVIOR
PSYCHOLOGICAL MECHANISMS
YOUTH
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УГРОЗЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
МОЛОДЕЖЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-9-142-168
SCOPUS: 85120814759
WoS: 000726743200001
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (№ МД-83.2020.6).
The research was prepared within the framework of the grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists (№ MD-83.2020.6).
Источники: Образование и наука. 2021. №9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_09_006.pdf572,1 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.