Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41628
Название: Просоциальная компетентностная модель будущего педагога
Другие названия: Prosocial competency-based model of a future teacher
Автор: Eroshenkova, E. I.
Shapovalova, I. S.
Karabutova, Е. А.
Anokhina, S. V.
Miroshnikova, O. S.
Ерошенкова, Е. И.
Шаповалова, И. С.
Карабутова, Е. А.
Анохина, С. В.
Мирошникова, О. С.
Дата публикации: 2022-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Просоциальная компетентностная модель будущего педагога / Е. И. Ерошенкова, И. С. Шаповалова, Е. А. Карабутова, С. В. Анохина, О. С. Мирошникова // Образование и наука. — 2022. — № 2. — С. 11–47. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-11-47.
Аннотация: Introduction. Modern general and specific pedagogical trends, mega-trends and challenges in the future education system make it necessary to change the professional training programmes of future teachers, to clarify the competency-based model of a pedagogical university graduate. To achieve pedagogical aims of not only subject, but also of metasubject, educational, social, team-building, helpand project-based character, it is important to form prosocial competencies of future teachers that allow building “person to person help itinerary”. The aim of the article is to provide theoretical justification and empirical verification of the significant prosocial competencies and individual mindsets of future teachers in the structure of the competency-based model of a pedagogical university graduate according to the future education challenges and priorities. Methodology, methods and techniques. The present research is done in accordance with the methodological principles of integrative, competency-based, culturological and prosocial approaches. An online survey for 582 students of the Institute of Pedagogy of the Belgorod State National Research University was used as a research method. The survey is based on the content-analysis and the content-generalisation of some employment diagnostics for future teachers, as well as the Russian education current regulatory framework. Results. As a result, 36 leading elements in the competency-based model of a future teacher were identified; and the most popular prosocial competencies quartiles (Q1 – “most important”, Q2 – “highly important”, Q3 – “solicited”, Q4 – “most desirable”) were highlighted. Such pedagogical competencies as “subject proficiency” and “humanism, respect for the individual, humanity” are among the leading ones. In the light of priorities within the competency-based model of a future teacher, the flexibility of the specific university training programmes is also revealed. Moreover, the students’ responses allow determining “the ability to develop the other people’s talents and skills” and “the ability to help the other people” as the competencies of the prosocial vector of the competency-based model of a future teacher. The scientific novelty lies in the development of the prosocial competency-based model of a future teacher and in the allocation of 3 clusters of regulatory (stability and adaptability), affective (empathy and communication skills) and stimulating (time management and planning skills) competencies in its structure. The practical significance lies in the use of the materials as starting points for improving the competency-based model of a pedagogical university graduate.
Введение. Современные общие и специфические педагогические тенденции, мега-тренды и вызовы в области образования будущего обуславливают необходимость изменений в профессиональной подготовке будущих учителей, уточнения компетентностной модели выпускника педагогического вуза. Решение в педагогической деятельности задач не только предметного, но и надпредметного, воспитательного, социального, помогающего, командообразующего, проектного содержания делает востребованным формирование у будущих педагогов просоциальных компетенций, позволяющих выстраивать «маршруты помощи от человека к человеку». Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирической проверке значимости просоциальных компетенций и установок личности будущих педагогов-воспитателей в структуре компетентностной модели выпускника высшего педагогического образования на основе вызовов и приоритетов образования будущего. Методология, методы и методики. Исследование базировалось на методологии интегративного, компетентностного, культурологического и просоциального подходов. В качестве метода исследования использовался онлайн-опрос 582 студентов педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Основой для разработки опроса стало проведение контент-анализа и обобщения содержания серии диагностик профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности, а также актуальной нормативной базы в сфере российского образования. Результаты. В результате были определены 36 элементов-лидеров в составе компетентностной модели будущего педагога, выделены квартили наиболее востребованных просоциальных компетенций: Q1 – «максимально важные», Q2 – «высоко важные», Q3 – «востребованные», Q4 – «наиболее желательные». Лидерство в рейтинге педагогических компетенций заняли «владение предметом» и «гуманизм, уважение к личности, человечность». Также была выявлена гибкость в видении приоритетов в рамках компетентностной модели будущего педагога в зависимости от факультета обучения в вузе. Наибольшее совпадение помимо указанных компетенций показали: «способность развивать возможности других», «умение помогать», что подтверждает просоциальный вектор определяемой в ответах студентов компетентностной модели будущего педагога. Научная новизна заключается разработке просоциальной компетентностной модели будущего педагога и в выделении в ее структуре 3-х кластеров регулятивных (устойчивость и адаптивность), аффективных (эмпатия и коммуникация) и стимулирующих (организованность и планирование) компетенций. Практическая значимость заключается в использовании разработанных материалов как отправных точек в работе по совершенствованию компетентностной модели выпускника педагогического вуза.
Ключевые слова: PROSOCIALITY
PROSOCIAL BEHAVIOUR
PROSOCIAL COMPETENCIES
INDIVIDUAL MINDSET
FUTURE TEACHER
COMPETENCY-BASED MODEL
ПРОСОЦИАЛЬНОСТЬ
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-11-47
SCOPUS: 85126044715
Сведения о поддержке: Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога».
The research has been carried out within the framework of the State Assignment No. 0624-2020-0012 “Justification of the integrative methodology of higher professional education: The dominants of the formation of universal competencies, prosocial attitudes and polysubjectivity of a future teacher” for the period 2020–2022.
Источники: Образование и наука. 2022. № 2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_02_002.pdf570,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.