Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41632
Название: Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс-культурное исследование
Другие названия: Value foundations of experiencing stress and adaptation of students: Cross-cultural study
Автор: Koltunov, E. I.
Gryazeva-Dobshinskaya, V. G.
Dmitrieva, Ya. A.
Markina, N. V.
Zhi, J.
Naboichenko, E. S.
Колтунов, Е. И.
Грязева-Добшинская, В. Г.
Дмитриева, Ю. А.
Маркина, Н. В.
Чжи, Ц.
Набойченко, Е. С.
Дата публикации: 2022-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Ценностные основания переживания стресса и адаптации студентов: кросс-культурное исследование / Е. И. Колтунов, В. Г. Грязева-Добшинская, Ю. А. Дмитриева, Н. В. Маркина, Ц. Чжи, Е. С. Набойченко // Образование и наука. — 2022. — № 2. — С. 138–168. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-138-168.
Аннотация: Introduction. Present work is dedicated to an urgent problem that has emerged as a result of a global trend – an increase in the number of young people moving to other countries in search for a higher education, which often leads to stress during the process of cultural adaptation. In the current research, the authors conducted a comparative analysis of the normative and individual values of students from China and Russia, studying at the Russian university. The relevance of the research is based on the existing need for distinguishing psychological resources that could be helpful in the process of cultural adaptation and experiencing stress during the contact with the new cultural environment. Value foundations are considered as one of such potential resources, capable of affecting process of experiencing stress and adaptation. The aim of the present article was to conduct a cross-cultural analysis of the normative and individual values of students from China, who experience stress and adapt to stressful situations in a new culture, and students from Russia studying with them. Methodology and research methods. The research uses a comparative analysis of values of different cultures and a complex analysis of value foundations in the context of experiencing stress and adaptation to stressful situations among migrant students. Results and scientifi novelty. In the course of the research, it was found out that values corresponding to the cultural specifi of the native countries of the students (China and Russia) are statistically more pronounced among students with a low level of stress. Among students with a high level of stress, values, which are not that part of the normative of their native culture, are more pronounced. Hedonistic values hamper the process of cultural adaptation both for Russian and Chinese students. A comprehensive study of the relationship between adaptation to stressful situations and stress experience revealed the groups of students with a cross-cultural specifi of the value foundations for experiencing stress. The data obtained both correlate with the existing studies of changes in values of students from China and Russia, and provide a basis for further research in the direction of studying stress and adaptation among students from both countries. Practical significance. The research results can be used in the analysis of stress exposure among students from Russia and China and the subsequent development of adaptational strategies. The discovered specificities of cultural value foundations could be employed to form potential resources of preadaptation to stressful situations among student youth.
Введение. Исследование посвящено актуальной проблеме, возникшей вследствие глобальной тенденции увеличения количества молодежи, переезжающей из одной страны в другую для получения высшего образования, что часто приводит к стрессу в процессе культурной адаптации. В данном исследовании в контексте проблемы стресса и адаптации иностранных студентов проводится сравнительный анализ нормативных и индивидуальных ценностей студентов из Китая и студентов из России, обучающихся в российском университете. Актуальность исследования обусловлена существующей потребностью в выявлении психологических ресурсов, способствующих адаптации студентов и преодолению стресса при контакте с новой культурной средой. Ценностные основания рассматриваются нами в качестве потенциальных ресурсов, которые способны влиять на процесс переживания стресса и адаптации. Цель статьи – кросс-культурный анализ нормативных и индивидуальных ценностных оснований студентов из Китая в контексте переживания ими стресса и адаптации к стрессовым ситуациям в новой культуре и студентов из России, обучающихся вместе с ними. Методология, методы и методики. В исследовании используется сравнительный анализ ценностей разных культур, комплексный анализ ценностных оснований в контексте переживания стресса и адаптации к стрессовым ситуациям у академических мигрантов. Результаты и научная новизна. Обнаружено, что ценности, соответствующие культурной специфике родных для студентов стран (Китай и Россия), статистически более выражены среди студентов с низким уровнем переживания стресса. Для студентов с высоким уровнем переживания стресса более характерны ценности, находящиеся за пределами нормативных диапазонов собственной культуры. Выявлено, что гедонистические ценности затрудняют процесс культурной адаптации для студентов как из России, так и из Китая. В исследовании соотношения адаптации к стрессовым ситуациям и переживания стресса обнаружены группы студентов с кросс-культурной спецификой ценностных оснований его переживания. Полученные данные соотносятся с существующими исследованиями о динамики культурных ценностей студентов Китая и России, а также представляют базу для дальнейших исследований стресса и адаптации в условиях совместного обучения представителей разных культур. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при анализе подверженности стрессу студентов из России и Китая и последующем формировании стратегий его переживания и адаптации. Выявленная специфика культурных ценностных оснований может быть использована для формирования потенциальных ресурсов преадаптации к стрессовым ситуациям среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: CROSS-CULTURAL PSYCHOLOGY
VALUES
ADAPTATION
DISADAPTATION
PREADAPTATION
STRESS
EXPERIENCING STRESS
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЦЕННОСТИ
АДАПТАЦИЯ
ДЕЗАДАПТАЦИЯ
ПРЕАДАПТАЦИЯ
СТРЕСС
ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРЕСС
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-138-168
SCOPUS: 85126046292
Источники: Образование и наука. 2022. № 2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_02_006.pdf460,19 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.