Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/41645
Название: Концептуально-теоретические основы персонализированного образования
Другие названия: Conceptual and theoretical foundations of personalised learning
Автор: Zeer, E. F.
Krezhevskikh, O. V.
Зеер, Э. Ф.
Крежевских, О. В.
Дата публикации: 2022-04
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Зеер, Э. Ф. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования / Э. Ф. Зеер, О. В. Крежевских // Образование и наука. — 2022. — № 4. — С. 11–39. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39.
Аннотация: Introduction. The urgency of the problem related to personalised learning in future teacher training is associated with the creation of an optimal range of choices in the conditions of intensive development of the informal and non-formal educational environment in the global (interstate) educational space. At the same time, the slogan “teach everyone and everything” is disappearing into the past; instead, the importance of unique specialists, who are able to implement their own pedagogical startups and introduce them into educational practice, is increasing. Aim. The aim of the article is to describe the development and testing of a structural and functional model of personalised learning in education of future teachers. Methodology and research methods. The methodological research framework is based on V. A. Petrovsky’s concept of personology, methodology of nonlinear educational systems and transdisciplinary approach in science and education. In the course of the research, the following tools and methods were used: analysis, comparison and generalisation, the authors’ interpretation of psychological and pedagogical literature in the field of accounting for individual characteristics of the student, structural and functional modelling of pedagogical systems. The method of studying the advanced pedagogical experience of Internet education based on the analysis of open online platforms was applied. During the testing of the structural and functional model of personalised education, 178 students (1st–5th year students) were involved in the educational programme “Preschool Education” of full-time and part-time forms of education at Shadrinsk State Pedagogical University. The analysis of students’ diaries and the final questionnaire were employed to determine whether students were satisfied with the personalization in education. Results. The conceptual and theoretical characteristics of personalised learning are defined: nonlinearity, redundancy, transdisciplinarity, adaptability, openness. The parameters of personalised learning are highlighted: at the level of the subject of social and professional development, the purpose of education, and the content and applied educational technologies. The approbation of the structural and functional model of personalised learning in future teacher training demonstrated a high and average level of satisfaction of students; however, the recorded insufficiency of their own ability to determine the main characteristics of personalized learning was reflected in the quantitative data of satisfaction. Scientific novelty. In contrast to the existing research in the field of individual approach and personalisation in education, a model of personalised learning in education for future teachers is proposed, which allows them to independently design an individual educational route in the current time and to take into account changing cultural and educational needs in the conditions of the modern global educational space in a broad sense and conditionally divided into interuniversity (international and intra-state interuniversity competitions, forums, conferences, etc.), digital (digital online platforms, electronic educational environments), and professional and personal (participation in individual projects). Practical significance. According to the intensive development of the global educational space, it is proposed to integrate the available resources to develop personalised learning in future teacher training.
Введение. Актуальность проблемы персонализации образования будущих педагогов связана с созданием оптимального диапазона выбора в условиях интенсивного развития информальной и неформальной образовательной среды в глобальном (межгосударственном) образовательном пространстве. Одновременно, в прошлое уходит лозунг «учить всех и всему», вместо этого возрастает значимость уникальных специалистов, способных реализовывать собственные педагогические стартапы и внедрять их в образовательную практику. Цель статьи состоит в описании разработки и апробации структурно-функциональной модели персонализированного образования будущих педагогов. Методология, методы и методики. Методологическая основа: концепция персонологии В. А. Петровского, методология нелинейных образовательных систем и трансдисциплинарного подхода в науке и образовании. Инструменты и методы: анализ, сравнение и обобщение, авторская интерпретация психолого-педагогической литературы в области учета индивидуальных характеристик обучающегося, структурно-функциональное моделирование педагогических систем. Применялся метод изучения передового педагогического опыта интернет-образования на основе анализа открытых онлайн-платформ. При апробации структурно-функциональной модели персонализированного образования были задействованы 178 обучающихся по образовательной программе «Дошкольное образование» 1–5 курсов очной и заочной форм обучения Шадринского государственного педагогического университета, применялся анализ дневников студентов и итоговое анкетирование на наличие удовлетворенности персонализацией образования у обучающихся. Результаты. Определены концептуально-теоретические характеристики персонализированного образования: нелинейность, избыточность, трансдисциплинарность, адаптивность, открытость. Выделены параметры персонализации образования: на уровне субъекта социально-профессионального развития, цели образования, содержания и применяемых образовательных технологий. Апробация структурно-функциональной модели персонализированного образования будущего педагога продемонстрирована высокий и средний уровень удовлетворенности обучающихся, однако зафиксированная недостаточность собственной способности определять основные характеристики персонализированного образования, отразилась на количественных данных удовлетворённости. Научная новизна. В отличие от имеющихся исследований в сфере индивидуального подхода и персонализации образования, предложена модель персонализации образования будущих педагогов, позволяющая им самим конструировать индивидуальный образовательный маршрут в режиме текущего времени и с учетом изменяющихся культурных и образовательных потребностей в условиях современного глобального образовательного пространства в широком смысле и условно подразделяемого на межвузовское (международные и внутригосударственные межвузовские конкурсы, форумы, конференции и др.), цифровое (цифровые онлайн-платформы, электронные образовательные среды) и профессионально-личностное (участие в индивидуальных проектах). Практическая значимость. В связи с интенсивным развитием глобального образовательного пространства предлагается интегрировать имеющиеся ресурсы для построения персонализированного образования будущего педагога.
Ключевые слова: PERSONALISATION
INDIVIDUALISATION OF EDUCATION
FUTURE TEACHERS
TRANSDISCIPLINARITY
ADAPTABILITY
NONLINEARITY
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ
АДАПТИВНОСТЬ
НЕЛИНЕЙНОСТЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-11-39
SCOPUS: 85132836101
WoS: 000890966200001
Источники: Образование и наука. 2022. № 4
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_04_002.pdf728,96 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.