Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42249
Название: Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении
Другие названия: Application of visual didactic regulators in distance learning
Автор: Steinberg, V. E.
Asadullin, R. M.
Fatkhulova, D. R.
Tagarieva, I. R.
Штейнберг, В. Э.
Асадуллин, Р. М.
Фатхулова, Д. Р.
Тагариева, И. Р.
Дата публикации: 2022-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Штейнберг, В. Э. Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении / В. Э. Штейнберг, Р. М. Асадуллин, Д. Р. Фатхулова, И. Р. Тагариева // Образование и наука. — 2022. — № 7. — С. 45-75. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-45-75.
Аннотация: Introduction. In the process of developing distance learning and changing the forms of educational materials used in different countries, there are such problems as the lack of direct communication, insufficient control of the educational process and low motivation. The effectiveness of the guiding and orienting influences of the teacher, his/her professional and creative teaching methods is decreasing. As a result, the implementation of cognitive learning activities by students becomes more difficult, and the dependence of its results on self-organisation and self-control increases. These problems are inherent in distance learning in many countries, including the Russian Federation, where a network of federal innovation platforms is being created to improve distance learning and to promote educational innovations. The hypothesis assumes the expediency of research and applied development of universal methods and means to reduce negative phenomena in distance learning. Aim. The present research aims to study the methods and means of additional presentation of the plan of educational activity and the results of its implementation in the form of visual didactic regulators; to create software and methodological tools for the introduction of regulators in distance learning; to experimentally test applied developments. Methodology and research methods. The study is based on the didactic principle of visibility, which is necessary to provide the student with information about the plan of the educational activity being performed and to present the results of its implementation in the form of visual regulators. Logical-semantic modelling of knowledge was used to design regulators; an integrated approach was applied in the development of software and methodological tools for the application of regulators. In the course of experimental testing (teachers of rural schools, teachers and students of the university), questionnaires, surveys and observations were carried out. Results and scientific novelty. An analysis of the work of teachers demonstrated the relevance of using visual aids with illustrative and reference properties in the context of distance learning. It is proposed to supplement the educational task in text form with a plan using a visual didactic regulator, and the results of the implementation of the plan in the accepted form should also be supplemented by a didactic regulator. The use of regulators contributes to the self-organisation and self-control of the student, the development of universal educational actions in the construction of regulators and in educational activities, the improvement of systematic thinking and the formation of models for the implementation of educational activities. Software and methodological tools are proposed to support the introduction of didactic regulators into distance learning. Practical significance. The developed didactic solutions and software methodology tools complement the means and methods of distance learning technology, make it possible to increase the effectiveness of communication between the teacher and the student, as well as the guiding, orienting influences of the teacher; allow to increase the dependence of learning out-comes on self-organisation and self-control of the student.
Ведение. В процессе развития дистанционного обучения и изменения форм применяемых учебных материалов в разных странах возникают такие проблемы, как отсутствие непосредственного общения, недостаточный контроль учебного процесса и низкая мотивация. Уменьшается эффективность направляющих и ориентирующих воздействий педагога, его профессионально-творческих приемов обучения. Вследствие этого затрудняется выполнение познавательной учебной деятельности обучающимися, повышается зависимость ее результатов от самоорганизации и самоконтроля. Данные проблемы присущи дистанционной форме обучения многих стран, в том числе и Российской Федерации, где создается сеть федеральных инновационных площадок для совершенствования дистанционного обучения и продвижения образовательных инноваций. Гипотеза предполагает целесообразность исследований и прикладных разработок универсальных методов и средств, снижающих негативные явления в дистанционном обучении. Цели настоящей работы – исследование методов и средств дополнительного представления плана учебной деятельности и результатов его выполнения в форме визуальных дидактических регулятивов; создание программно-методических средств для внедрения регулятивов в дистанционном обучении; экспериментальная апробация прикладных разработок. Методология и методики исследования. Исследование базируется на дидактическом принципе наглядности, необходимом для обеспечения обучающегося информацией о плане выполняемой учебной деятельности и представления результатов его выполнения в форме визуальных регулятивов. Логико-смысловое моделирование знаний применялось для проектирования регулятивов; комплексный подход использован при разработке программно-методических средств для освоения и применения регулятивов. При экспериментальной апробации (учителя сельских школ, преподаватели и студенты университета) выполнялись анкетирование, опрос и наблюдение. Результаты и научная новизна. Анализ работ педагогов показал актуальность применения средств наглядности с иллюстративными и опорными свойствами в условиях дистанционного обучения. Предложено дополнять учебное задание в текстовой форме планом в форме визуального дидактического регулятива, а результаты выполнения плана в принятой форме также дополнять дидактическим регулятивом. Применение регулятивов способствует самоорганизации и самоконтролю обучающегося, освоению универсальных учебных действий при построении регулятивов и в учебной деятельности, улучшению системности мышления и формированию моделей осуществления учебной деятельности. Предложены программно-методические средства для поддержки внедрения в дистанционное обучение дидактических регулятивов. Практическая значимость. Разработанные дидактические решения и программно-методические средства дополняют средства и методы технологии дистанционного обучения, позволяют повысить эффективность коммуникации педагога и обучающегося, а также направляющих, ориентирующих воздействий педагога; позволяют повысить зависимость результатов учения от самоорганизации и самоконтроля обучающегося.
Ключевые слова: DISTANCE LEARNING
VISUAL DIDACTIC REGULATORS
ORIENTING FUNCTION
GUIDING FUNCTION
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ВИЗУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ
ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
НАПРАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-45-75
SCOPUS: 85144773388
WoS: 000879081200002
Сведения о поддержке: The current research was carried out within the framework of the project on the topic “Research and Development of Guidelines for the Use of Modern Digital and Internet Technologies on the Example of Rural and Small-Scale Schools in Terms of Ensuring a High-Quality Educational Process” (State task of the Ministry of Education No. 073-03-2021-015/2 dated 21 July 2021 for the implementation of research work).
Исследование выполнено в рамках проекта по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет-технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса» (Государственное задание Министерства просвещения № 073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ).
Источники: Образование и наука. 2022. № 7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_07_003.pdf7,33 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.