Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42258
Название: Этическое образование: пути формирования морального сознания личности (опыт осмысления тюменской этико-философской традиции)
Другие названия: Ethical education: Ways of moral consciousness development (understanding experience through Tyumen ethical and philosophical tradition)
Автор: Yarkova, E. N.
Ivanov, A. G.
Maltsev, Ya. V.
Яркова, Е. Н.
Иванов, А. Г.
Мальцев, Я. В.
Дата публикации: 2022-06
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Яркова, Е. Н. Этическое образование: пути формирования морального сознания личности (опыт осмысления тюменской этико-философской традиции) / Е. Н. Яркова, А. Г. Иванов, Я. В. Мальцев // Образование и наука. — 2022. — № 6. — С. 11-40. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-6-11-40.
Аннотация: Introduction. The methodology of ethical education is an ever-relevant topic of research. This is due to the fact that the person’s moral consciousness is an extremely subtle matter; the ways of its development are complex and non-linear. The question “How should the process of ethical education be organised?” is of great concern to both theorists, who construct various models of ethical education, and, practitioners, who implement these models in life. A serious source of knowledge concerning the methodology of ethical education is the concept of the individual moral consciousness development, created by well-known ethicists A. Selivanov, V. I. Bakshtanovsky, Yu. M. Fedorov, who are the representatives of Tyumen ethical and philosophical tradition. The methodological ideas and principles proposed by the Tyumen ethicists can be regarded as a significant contribution to the development of modern ethical and pedagogical thought, aimed at overcoming both total relativism and total fundamentalism, by cultivating the principle of communication as a way of the individual moral consciousness development and as a method of ethical education. Aim. The aim of the present article is to represent the concepts of ethical education, developed within the framework of the Tyumen ethical and philosophical tradition; and also to comprehend their axiological and praxeological potential in relation to modern ethical education. Methodology and research methods. The methodological apparatus of the research is a synthesis of such approaches as: qualitative content analysis, hermeneutics, comparative studies, and also the theories of cognitive constructivism by J. Piaget, L. Kohlberg and communicative rationality by J. Habermas. Thus, this study is interdisciplinary, created at the junction of ethics, sociology of morals, and pedagogy. Results. The research results can be presented as follows: the models of ethical education created within the framework of the Tyumen ethical and philosophical tradition were reconstructed, which can be designated as the model of “development of the ability of true moral judgments” (F. A. Selivanov); the model of “shaping the ability of free choice and moral creativity” (V. I. Bakshtanovsky); the model of “immersion in the universe of morality” (V. M. Fedorov). The main methodological ideas were identified: the conjugation of the processes of the development of moral consciousness and a culture of thinking (F. A. Selivanov), the formation of moral consciousness through the actualisation of the opportunity to be a co-creator of public morality (V. I. Bakshtanovsky); the co-existence of man and the Cosmos (Yu. M. Fedorov). The main methods are presented: ethical and logical exercises (F. A. Selivanov), ethical-applied (business) games, humanitarian expertise (V. I. Bakshtanovsky), dialogue education, the implementation of a creative principle, the practice of freedom (Yu. M. Fedorov), etc. The novelty and practical significance of the study lies in the fact that the methodological concepts of ethical education proposed by the Tyumen ethicists are practically not studied and there is a very real danger of losing valuable experience for the development of modern ethical education strategies.
Введение. Методология этического образования – вечно актуальная тема исследований. Это обусловлено тем, что моральное сознание личности – чрезвычайно тонкая материя, пути его формирования сложны и нелинейны. Вопрос, каким образом должен быть организован процесс этического образования, остро волнует как теоретиков, конструирующих различные модели этического образования, так и практиков, внедряющих эти модели в жизнь. Серьезным источником знаний относительно методологии этического образования являются концепции формирования морального сознания личности, созданные известными в нашей стране этиками Ф. А. Селивановым, В. И. Бакштановским, Ю. М. Федоровым, которых авторы статьи осмелились назвать представителями тюменской этико-философской традиции. Методологические идеи и принципы, предложенные тюменскими этиками, можно рассматривать как значимый вклад в развитие современной этико-педагогической мысли, нацеленной на преодоление как тотального релятивизма, так и тотального фундаментализма посредством культивирования принципа коммуникативности как пути формирования морального сознания личности и как метода этического образования. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы репрезентировать концепции этического образования, созданные в рамках тюменской этико-философской традиции, а также осмыслить их аксиологический и праксеологический потенциал применительно к современному этическому образованию. Методологический аппарат исследования представляет собой синтез таких подходов, как качественный контент-анализ, герменевтика, компаративистика, а также теорий когнитивного конструктивизма Ж. Пиаже, Л. Кольберга и коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса. Таким образом, настоящее исследование является междисциплинарным, созданным на стыке этики, социологии морали, педагогики. Результаты исследования можно представить следующим образом: реконструированы модели этического образования, созданные в рамках тюменской этико-философской традиции, которые можно обозначить как модель развития способности истинных моральных суждений (Ф. А. Селиванов), модель формования способности свободного выбора и морального творчества (В. И. Бакштановский), модель погружения в универсум морали (В. М. Федоров); выявлены основные методологические принципы: сопряженность процессов формирования морального сознания и развития культуры мышления (Ф. А. Селиванов), формирование морального сознания через актуализацию возможности быть со-творцом общественной морали (В. И. Бакштановский); со-бытия человека и Космоса (Ю. М. Федоров), представлены методологические технологии: этико-логические упражнения (Ф. А. Селиванов), этико-прикладные (деловые) игры, гуманитарная экспертиза (В. И. Бакштановский), воспитание в диалоге, реализация творческого/креативного начала, практика свободы (Ю. М. Федоров) и т. д. Новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что методологические концепции этического образования, предложенные тюменскими этиками, практически не изучены и существует вполне реальная опасность утраты ценного для формирования современных стратегий этического образования опыта.
Ключевые слова: ETHICAL EDUCATION
MORAL CONSCIOUSNESS
TYUMEN ETHICAL AND PHILOSOPHICAL TRADITION
ETHICS OF RATIONALISM
ETHICS OF RUSSIAN COSMISM
APPLIED ETHICS
THEORY OF COMMUNICATION
ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
ТЮМЕНСКАЯ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ЭТИКА РАЦИОНАЛИЗМА
ЭТИКА РУССКОГО КОСМИЗМА
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОСТИ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-6-11-40
WoS: 000882763600001
Сведения о поддержке: The current research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) and Tyumen Region within the framework of the scientific project № 20-411-720003 “Tyumen Ethical-Philosophical Tradition: History and Conceptual Framework”. The authors are grateful to the anonymous reviewers of the Education and Science Journal for a detailed analysis of the article, constructive comments and useful recommendations.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-411-720003 «Тюменская этико-философская традиция: история и концептуальный каркас». Выражаем благодарность анонимным рецензентам журнала «Образование и наука» за детальный разбор статьи, конструктивные замечания, полезные рекомендации.
Источники: Образование и наука. 2022. № 6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022-06_002.pdf471,53 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.