Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42262
Название: Креативность и эмоциональное благополучие студентов в период вынужденного дистанционного обучения: взаимосвязи явлений
Другие названия: Students’ creativity and well-being during the forced distance learning period: The correlation between variables
Автор: Belyakova, I. E.
Kecherukova, М. А.
Murzina, Yu. S.
Белякова, И. Е.
Кечерукова, М. А.
Мурзина, Ю. С.
Дата публикации: 2022-10
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Белякова, И. Е. Креативность и эмоциональное благополучие студентов в период вынужденного дистанционного обучения: взаимосвязи явлений / И. Е. Белякова, М. А. Кечерукова, Ю. С. Мурзина // Образование и наука. — 2022. — № 8. — С. 138-169. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-138-169.
Аннотация: Introduction. The article is devoted to the study of the relationship of students’ creativity and their emotional well-being during the period of forced distance learning. It was found that students with a higher creative potential easier coped with periods of social restrictions, felt less anxiety, were better satisfied with the distance learning process, while experiencing a lack of face-to-face communication with the instructor. Aim. The aim of the current research was to identify the relationship between students’ creativity and their emotional well-being during the period of forced self-isolation in 2020–2021. Methodology and research methods. The research was carried out within the framework of health care pedagogy. The methodological basis of the study included pedagogical principles of promotion, maintenance and restoration of emotional health; development of knowledge, skills and abilities to maintain emotional health especially during online studies. Creativity was measured with the Torrance test of creative thinking; emotional state – with a well-being questionnaire created by the authors on the Google Forms platform. The study population was represented by 387 1–4-year bachelors studying the humanities (Philology, Linguistics, History, Sociology and Pedagogy) and technical sciences (Petroleum Engineering, Computer Science) at the Tyumen Industrial University, Tyumen State University and South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. Results. Statistical analysis confirmed the hypothesis about the relationship of students’ creativity and their emotional well-being during the quarantine period. Students with higher scores on the Originality scale experienced less anxiety and stress during the quarantine period (r = –0.36*). A negative relationship was found between the variables “Originality” and “Comfort in using PPE” (r = –0.38*), “Development” and “Satisfaction with communication with the instructor” (r = –0.41**), “Fluency” and “Comfort of using PPE” (r = –0.49**). The ways of stress relief used by students during the period of self-isolation were identified and described. It was found that more than half of the students intuitively chose creative activities (61.3%) to improve their well-being. Scientific novelty. The scientific novelty lies in an attempt to present students’ creativity as a resource that requires special activation during the period of forced self-isolation within the general framework of health care pedagogy. Practical significance. Eleven forms and methods of creative interaction with students are suggested. Research findings aim at forming health preserving skills in students, especially during distance learning, by stimulating their creative resources.
Введение. Статья посвящена исследованию взаимосвязи креативности студентов и их эмоционального благополучия в период вынужденного дистанционного обучения. Установлено, что студенты с более высоким творческим потенциалом легче переживали сложные периоды социальных ограничений, меньше тревожились и ощущали достаточную удовлетворенность от дистанционного учебного процесса, при этом испытывая недостаток личного общения с преподавателем. Цель статьи – выявить взаимосвязь креативности с эмоциональным благополучием студентов в период вынужденной самоизоляции 2020–2021 гг. Методология, методы и методики. Исследование выполнено в русле здоровьесберегающей педагогики. Методологической основой явились следующие положения: формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса; обеспечение знаниями и навыками сохранения и укрепления здоровья во время учебы, особенно в онлайн-режиме. Уровень креативного мышления определялся с помощью теста Э. П. Торренса, удовлетворенность и эмоциональное состояние – с помощью авторской социально-психологической анкеты (на платформе Google Forms). В исследовании приняли участие 387 бакалавров 1–4 курсов гуманитарного (филология, лингвистика, история, социология, педагогика) и технического (нефтегазовое дело, информационные технологии) профилей обучения Тюменского индустриального, Тюменского государственного и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университетов. Результаты. Статистическая обработка данных подтвердила гипотезу исследования о связи креативности с эмоциональным состоянием учащихся в период карантина. Студенты с более высокими показателями по шкале «Оригинальность» меньше испытывали чувства недовольства, тревоги и стресса по поводу самоизоляции (r = –0,36*). Была выявлена отрицательная взаимосвязь между переменными «Оригинальность» и «Комфортность использования СИЗ» (r = –0,38*); «Разработанность» и «Удовлетворенность общением с преподавателем» (r = –0,41**); «Беглость» и «Комфортность использования СИЗ» (r = –0,49**). Были определены и описаны способы снятия напряжения студентами в период самоизоляции и доли в них креативного времяпрепровождения. Установлено, что более половины студентов интуитивно выбирали творческие виды деятельности (61,3 %) для улучшения самочувствия. Научная новизна заключается в попытке представить креативность студентов как ресурс, требующий активизации в период вынужденной самоизоляции в рамках общих мер по стабилизации эмоционального состояния и укрепления психического здоровья. Практическая значимость. Предлагается 11 форм и методов работы со студентами, помогающих в развитии креативного потенциала учащихся. Результаты направлены на формирование навыков педагога системы высшего образования по сохранению и укреплению здоровья студентов во время дистанционного режима обучения за счет активизации их творческого потенциала.
Ключевые слова: HEALTH CARE PEDAGOGY
DISTANCE LEARNING
PERIOD OF SELF-ISOLATION
CREATIVITY
EMOTIONAL WELL-BEING
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ
КРЕАТИВНОСТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-138-169
SCOPUS: 85144794915
WoS: 000876875500006
Сведения о поддержке: The authors express their gratitude to Elena Sedova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Literature and Methods of Teaching Literature, for her help in organising and conducting the survey at the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University.
Авторы выражают благодарность кандидату филологических наук, доценту кафедры литературы и методики обучения литературе Елене Сергеевне Седовой за помощь в организации и проведении опроса в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
Источники: Образование и наука. 2022. № 8
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_08_007.pdf607,62 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.