Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42267
Название: Оценка компетенций выпускника СПО по стандартам WorldSkills
Другие названия: Competency assessment of a secondary vocational education graduate according to WorldSkills standards
Автор: Mokronosov, A. G.
Plakhin, A. E.
Ogorodnikova, E. S.
Mavrina, I. N.
Selezneva, M. V.
Мокроносов, А. Г.
Плахин, А. Е.
Огородникова, Е. С.
Маврина, И. Н.
Селезнева, М. В.
Дата публикации: 2022-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Оценка компетенций выпускника СПО по стандартам WorldSkills / А. Г. Мокроносов, А. Е. Плахин, Е. С. Огородникова, И. Н. Маврина, М. В. Селезнева // Образование и наука. — 2022. — № 9. — С. 69-91. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-69-91.
Аннотация: Introduction. The relevance of the research topic presented in this article is due to the need to spread the practice of assessing competencies formed during the training of graduates of secondary vocational education. The implementation of the comprehensive assessment tasks of the students’ competencies of secondary vocational education is carried out by conducting intermediate and final certification in the form of a demonstration exam according to WorldSkills standards. Aim. The aim of this article was to summarise the results of scaling up the practice of conducting a demonstration exam according to WorldSkills standards in the regional and competency-based sections, to identify factors that contribute to the expansion of the use of the demonstration exam procedure when conducting attestation procedures. Methodology and research methods. The theoretical level of the study included a generalisation of the provisions of the competency-based approach to the training of students in secondary vocational education. The empirical level of the study included an analysis of statistical materials reflecting the results of demonstration exams according to the WorldSkills standards by regions and competencies (skills). The results obtained were verified based on a survey of certified WorldSkills experts. The following general scientific methods were used: analytical review of scientific literature and the content of regulatory documents, generalisation, comparison, synthesis. Results. Only 30.86% of students confirmed the compliance of the acquired knowledge with WorldSkills standards. Among the main reasons for the low preparedness of students, there is a shortage of equipment, consumables, methodological developments, and inconsistency with the content of educational programmes. The low interest of employers is due to the discrepancy between the specifics of the competencies for which demonstration exams are held and the sectoral structure of the regional economy. This situation requires a revision of the processes of training students and the introduction of elements of a competency-based approach. Thus, the formed system for conducting intermediate and final certification in the form of a demonstration exam according to WorldSkills standards needs to be harmonised, the result of which should be the interconnection of the employer’s needs in the competencies of secondary vocational education students. The solution to this problem can be based on a number of regional programmes for staffing the regional economy. Scientific novelty. The novelty of the proposed assessment methodology of the competency-based approach consists in the use of a new integrative property formed in the learning process – competency, taking into account the system of behavioural indicators describing professional activity in terms of observed behaviour. Practical significance. The results obtained will help to develop the elements of a new educational infrastructure of innovative self-development in the regions of the Russian Federation, e.g. centres for advanced training, centres for conducting demonstration exams. Moreover, research results will help eliminate barriers to the spread of the spectrum of competencies and increase in the effectiveness of the formation and development of human capital on the principles of project management in order to increase the participation of employers in the process of training and certification of secondary vocational education graduates.
Введение. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки методического инструментария повышения результативности распространения практики оценки компетенций, сформированных при подготовке выпускников среднего профессионального образования (СПО), путем проведения промежуточной и итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Целью данной статьи является обобщение результатов масштабирования практик проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в региональном и компетентностном разрезах для определения факторов, способствующих расширению и повышению результативности использования процедуры демонстрационного экзамена при проведении аттестационных процедур. Методология и методика исследования. Теоретический уровень исследования включал эволюцию научных взглядов на концептуальные положения компетентностного подхода к подготовке студентов СПО. Эмпирический уровень исследования включал анализ статистических материалов, отражающих результаты проведения демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills в разрезе регионов, компетенций. Полученные результаты были верифицированы на основе опроса сертифицированных экспертов компетенций WorldSkills. Использовались общенаучные методы: аналитический обзор научной литературы и содержания нормативных документов, обобщение, сравнение, синтез. Результаты. Результаты верификации экспертных опросов показали, что в среднем только 30,86 % студентов подтвердили соответствие полученных знаний стандартам WorldSkills. Среди основных причин низкой подготовленности студентов можно выделить: нехватку оборудования, расходных материалов, методических разработок, рассогласованность критериев оценки с содержанием образовательных программ. Низкая заинтересованность работодателей обусловлена несоответствием специфики компетенций, по которым проводятся демонстрационные экзамены институциональной и отраслевой структуре региональной экономики. Сложившаяся ситуация требует корректировки образовательных процессов подготовки обучающихся и применения моделей проектного управления для повышения результативности применения компетентностного подхода в научно-образовательной среде. Сформированная система проведения промежуточной и итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills нуждается в гармонизации, результатом которой должно стать согласование потребностей работодателя со структурой компетенций студентов СПО. Решение данной задачи может быть основано на принципах проектного управления кадровым обеспечением региональной и муниципальной экономики. Научная новизна. Новизна предлагаемой оценочной методологии компетентностного подхода заключается в использовании в качестве основания оценки студента нового интегративного свойства, формируемого в процессе обучения – компетенции, с учетом системы поведенческих индикаторов, описывающих профессиональную деятельность в терминах наблюдаемого поведения. Практическая значимость. Полученные результаты помогут формированию в регионах РФ элементов новой образовательной инфраструктуры инновационного саморазвития, таких как центры опережающей подготовки, центры проведения демонстрационных экзаменов, будут способствовать устранению барьеров распространения спектра компетенций и повышению результативности формирования и развития человеческого капитала на принципах проектного управления в интересах увеличения участия работодателей в процессе подготовки и аттестации выпускников СПО.
Ключевые слова: WORLDSKILLS
COMPETENCIES (SKILLS)
DEMONSTRATION EXAM
SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
HUMAN CAPITAL
PROJECT MANAGEMENT
WORLDSKILLS
КОМПЕТЕНЦИИ
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-69-91
SCOPUS: 85144760620
Источники: Образование и наука. 2022. № 9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_09_004.pdf556,48 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.