Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42271
Название: Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде
Другие названия: Hardiness and psychological safety of a teacher in an educational environment
Автор: Kislyakov, P. A.
Shmeleva, E. A.
Kolchugina, N. I.
Phan, T. K.
Кисляков, П. А.
Шмелева, Е. А.
Кольчугина, Н. И.
Фан, Ч. К.
Дата публикации: 2022-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Кисляков, П. А. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, Н. И. Кольчугина, Ч. К. Фан // Образование и наука. — 2022. — № 9. — С. 143-173. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173.
Аннотация: Introduction. In the conditions of emerging psychological threats and risks of the educational environment, the development and formation of the hardiness of a teacher as one of the participants in educational relations becomes relevant. The study of professional hardiness in the system of psychological safety of a teacher and the justification of the means of its support are of particular relevance. Aim. The aim of the study was to identify the characteristics of the hardiness and psychological safety of teachers in the educational environment of the school. Methodology and research methods. The provisions on the social environment as a source of development, the provisions of resource and risk-resource approaches in psychology, theoretical and empirical approaches to the psychological safety of the educational environment were used as subject-scientific guidelines. Psychodiagnostic methods were used: “Psychological Safety of the Educational Environment of the School” (I. A. Baeva), “Hardiness Test” (by S. Maddi, Russian-language adaptation of D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova), “The Index of Well-Being” (WHO-5) (Well-Being Index, WHO). The data obtained were processed using descriptive statistics, factor analysis (principal component method, Varimax rotation), correlation and regression analysis. Results and scientific novelty. The conducted research allowed authors to identify four factors of subjectively significant psychological threats to the teacher in the educational environment (social nature, intensity of work, interpersonal relations and digitalisation of education). The authors revealed direct interrelations of the teacher’s satisfaction with the significant characteristics of the educational environment, its reference significance, psychological security with well-being and hardiness; inverse relationships between threats of a public nature and the teacher’s well-being, resilience, psychological safety and reference significance. It was established that the main predictors of the teacher’s hardiness in the educational environment were its reference and subjectively significant threats of a public nature for the teacher. Practical significance. The identified factors of the threats, psychological predictors of hardiness allow us to outline approaches to the development and implementation of psychological and pedagogical programmes to support the hardiness of a teacher, as well as to the introduction into teacher training programmes of methods for teaching interpersonal communication skills, stress management and burnout prevention, contributing to teacher hardiness.
Введение. В условиях возникающих социокультурных угроз и рисков образовательной среды актуальным становятся формирование и развитие жизнестойкости педагога как одного из участников образовательных отношений. Приобретают особую актуальность изучение профессиональной жизнестойкости в системе психологической безопасности педагога и обоснование средств ее поддержки. Цель исследования состоит в выявлении особенностей жизнестойкости и психологической безопасности педагогов в образовательной среде школы. Методология и методики исследования. В качестве предметно-научных ориентиров выступили положения о социальной среде как источнике развития, положения ресурсного и риск-ресурсного подходов в психологии, теоретические и эмпирические подходы к психологической безопасности образовательной среды. Применялись психодиагностические методики: «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И. А. Баева), - «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, русскоязычная адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), «Индекс хорошего самочувствия» (WHO-5) (Well-Being Index, ВОЗ). Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, факторного анализа (метод главных компонент, вращение Varimax), корреляционного и регрессионного анализа. Результаты и научная новизна. Проведенное исследование позволило определить четыре фактора субъективно значимых психологических угроз для педагога в образовательной среде (общественного характера, интенсивности труда, межличностных отношений, цифровизации образования). Выявлены прямые взаимосвязи удовлетворенности педагога значимыми характеристиками образовательной среды, ее референтной значимостью, психологической защищенностью с самочувствием и жизнестойкостью; обратные взаимосвязи между угрозами общественного характера и самочувствием педагога, жизнестойкостью, психологической безопасностью и референтной значимостью. Установлено, что основными предикторами жизнестойкости педагога в образовательной среде оказались ее референтность и субъективно значимые для педагога угрозы общественного характера. Практическая значимость. Выявленные факторы угроз, психологические предикторы жизнестойкости позволяют наметить подходы к разработке и реализации психолого-педагогических программ поддержки жизнестойкости педагога, а также к внедрению в программы подготовки учителя методик обучения навыкам межличностного общения, управления стрессом и профилактики выгорания, способствующих их жизнестойкости.
Ключевые слова: PSYCHOLOGICAL SAFETY
HARDINESS
TEACHER
PSYCHOLOGICAL THREATS
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
ПЕДАГОГ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173
SCOPUS: 85144654668
Сведения о поддержке: The research was funded by the grant from the Russian Science Foundation No. 22-18-00678, https://rscf.ru/project/22-18-00678/, Ivanovo State University.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00678, https://rscf.ru/project/22-18-00678/, ИвГУ.
Источники: Образование и наука. 2022. № 9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_09_007.pdf650,25 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.