Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42276
Название: Проблемы подготовки специалистов в области цифровой трансформации: опыт России
Другие названия: Problems of training specialists in the field of digital transformation: The experience of Russia
Автор: Romanov, Е. V.
Романов, Е. В.
Дата публикации: 2022-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Романов, Е. В. Проблемы подготовки специалистов в области цифровой трансформации: опыт России / Е. В. Романов // Образование и наука. — 2022. — № 10. — С. 64-102. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-64-102.
Аннотация: Introduction. The structural reorganisation of the Russian economy will require a revision of approaches to training specialists in the field of information technology in the context of the “war for talents” unfolded in the world. HR digital revolution (digital transformation) is one of the conditions for Russia’s breakthrough into the sixth technological order to ensure digital sovereignty in Russia. Aim. On the basis of identifying significant problems in the adaptability of the Russian higher education system to provide national economy with personnel, the present research aimed to formulate approaches to the strategy aimed at determining the number of university admission quotas in training programmes related to digital transformation. The literature highlights two serious problems regarding the policy of distribution of admission quotas for higher education programmes: 1) the allocated admission quotas for the most part do not correspond to the structure of the regional economy; 2) violation of the norm of the number of students per 10 thousand of the population aged 17 to 30 years, as a result, in some regions, the number of school graduates significantly exceeds the number of budget places in universities. The hypothesis of the study consists in the assumption that the policy of distribution of admission quotas for training in higher education programmes is flexible, providing for an increase in enrolment for training in areas related to information and communication technologies with an increase in “demand” for training in these areas. Methodology and research methods. The work was carried out on the basis of a systematic approach. Theoretical research methods (methods-operations) were used: analysis (literature on the research problem, normative documents), comparison and generalisation, induction, synthesis. The main theoretical method-action was the inductive-deductive method. At the first stage of the study, the analysis of the number of students enrolled for full-time study (computer science and computer engineering) at the expense of federal budget allocations (period 2016–2021) was carried out. As a result of data generalisation in certain areas of training and comparative analysis of the number of applicants with the allocated admission quotas, the discrepancy (gap) between compared values was established. At the second stage of the research, similar methods were used in areas related to computer and information sciences and information security to confirm the systemic nature of the identified phenomenon. Results and scientific novelty. Based on the analysis of the admissions (period 2016– 2021) to the specialities related to information technology (computer science and computer engineering, computer and information science, information security), the author has identified a gap between admission to the university and admission quotas. The essence of this gap is that in the analysed areas of training, the number of full-time students accepted for full-time education at the expense of federal budget allocations is significantly lower than the volume of allocated admission quotas. Thus, according to the enlarged groups of specialities (EGS) “Computer Science and Computer Engineering”, the number of accepted undergraduate and graduate programmes was less than the allocated admission quotas for 37519 university places (17075 + 20444); the gap in the speciality “Computer and Information Sciences” (bachelor degree programme + master degree programme) was 3584 (1722 + 1862); “Information Security” (bachelor degree programme + specialist degree programme) – 4082 (1393 + 2689). The possible causes of the gap are analysed and proposals are formulated to improve the institutional provision of training for digital transformation. Practical significance. The research results can be used to adjust the strategy for the development of scientific and educational sphere.
Введение. Структурная перестройка российской экономики потребует пересмотра подходов к подготовке специалистов в области информационных технологий в контексте разворачивающейся в мире «войны за таланты». Кадровое обеспечение цифровой революции (цифровой трансформации) является одним из условий прорыва нашей страны в шестой технологический уклад и обеспечения цифрового суверенитета России. Цель статьи – на основе выявления значимых проблем кадрового обеспечения экономики системой высшего образования в России сформулировать подходы к стратегии формирования контрольных цифр приема (КЦП) для обучения по программам подготовки, связанными с цифровой трансформацией. В литературе освещены две серьезные проблемы относительно политики распределения КЦП для обучения по программам высшего образования: 1) выделяемые КЦП в большинстве своем не соответствуют структуре региональной экономики; 2) нарушение норматива количества студентов на 10 тыс. населения в возрасте от 17 до 30 лет, как следствие, в части регионов численность выпускников школ существенно превышает количество бюджетных мест в вузах. Гипотеза исследования состоит в предположении, что политика распределения КЦП для обучения по программам высшего образования является гибкой, предусматривая увеличение приема для обучения по направлениям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями при увеличении спроса на обучение по этим направлениям. Методология и методы. Работа выполнялась с опорой на системный подход. Использовались теоретические методы исследования (методы-операции): анализ (литературы по проблеме исследования, нормативных документов), сравнение и обобщение, индукция, синтез. Основным теоретическим методом-действием являлся индуктивно-дедуктивный. На первом этапе исследования проведен анализ численности студентов, поступивших для обучения по очной форме (информатика и вычислительная техника) за счет ассигнований федерального бюджета (период 2016–2021 гг.). В результате обобщения данных по отдельным направлениям подготовки и сравнительного анализа численности поступивших с выделенным объемом КЦП установлено несовпадение (разрыв) сравниваемых значений. На втором этапе исследований аналогичные методы были использованы в отношении направлений, связанных с компьютерными и информационными науками и информационной безопасностью, для подтверждения системного характера выявленного феномена. Результаты и научная новизна. На основе анализа набора для обучения по программам высшего образования (период 2016–2021 гг.) по направлениям, связанным с информационными технологиями (информатика и вычислительная техника, компьютерные и информационные науки, информационная безопасность), выявлен разрыв «прием – КЦП». Сущность разрыва состоит в том, что по анализируемым направлениям подготовки численность принятых для обучения по очной форме за счет ассигнований федерального бюджета существенно ниже объема выделенных КЦП. Таким образом, по укрупненной группе направлений (УГН) «Информатика и вычислительная техника» численность принятых на программы бакалавриата и магистратуры была меньше выделенных КЦП на 37 519 мест (17 075 + 20 444); в группе «Компьютерные и информационные науки» (бакалавриат + магистратура): разрыв составил 3584 (1722 + 1862); «Информационная безопасность» (бакалавриат + специалитет) – 4082 (1393 + 2689). Проанализированы возможные причины возникновения разрыва и сформулированы предложения по совершенствованию институционального обеспечения подготовки кадров для цифровой трансформации. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке стратегии развития научно-образовательной сферы.
Ключевые слова: DIGITAL TRANSFORMATION
ADMISSION QUOTAS
ACADEMIC HETEROGENEITY
REGIONAL-INDUSTRY IMBALANCES
QUALITY OF TRAINING OF IT SPECIALISTS
GAP BETWEEN ADMISSION TO THE UNIVERSITY AND ADMISSION QUOTAS
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЕМА
АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ
РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫЕ ДИСБАЛАНСЫ
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
РАЗРЫВ «ПРИЕМ – КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЕМА»
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-64-102
Идентификатор РИНЦ: 49912021
Сведения о поддержке: The author expresses his sincere gratitude to the anonymous reviewers for valuable comments and recommendations, which allowed the quality of the article to be improved in the process of its revision.
Автор выражает искреннюю признательность анонимным рецензентам за ценные замечания и рекомендации, позволившие повысить качество статьи в процессе ее доработки.
Источники: Образование и наука. 2022. № 10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2022_10_004.pdf529,23 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.