Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42284
Название: Бренд университета как фактор привлечения абитуриентов
Другие названия: The university brand as a factor in attracting applicants
Автор: Cherkasova, I. I.
Cherkasov, V. V.
Cherkasov, A. V.
Черкасова, И. И.
Черкасов, В. В.
Черкасов, А. В.
Дата публикации: 2023-01
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Черкасова, И. И. Бренд университета как фактор привлечения абитуриентов / И. И. Черкасова, В. В. Черкасов, А. В. Черкасов // Образование и наука. — 2023. — № 1. — С. 50-83. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-1-50-83.
Аннотация: Introduction. Today, the competition in educational market is increasing. A wide range of online courses with a simultaneous tendency decrease the interest of school­children in higher education. This aggravates the competition of universities for the attraction of talented applicants. One of the factors, allowing the university to get an advantage when a student chooses a place of study is a recognisable brand, which includes a certain set of asso­ciations and characteristics perceived by the students, defined as a brand personality. Aim. The present research aims to identify the factors of the brand personality of Rus­sian universities and to develop a brand personality model as a tool for its evaluation. Methodology and research methods. The research was conducted among students and their parents; 414 people took part at different research stages. A free association test was used to determine a set of characteristics describing the brand personality of Russian universities. Using the results, a list of 22 traits describing the university as a “person” was generated through comparative and content analysis. The development of the brand personality model of Russian universities was carried out on the basis of mathematical and statistical methods. Results. The effectiveness of the developed model for assessing the brand personality of Russian universities, which can be used to attract applicants, has been proved using the meth­ods of mathematical statistics. The methodology for assessing brand individuality was adapted on the example of a pedagogical university. This methodology is a tool for assessing brand personality, which allows comparing, and classifying different universities and getting feedback on the university brand perception by potential applicants. The paper shows the difference of traits characterising Russian and foreign universities. The differences between these groups in the perception of brand personality have been highlighted based on the comparison of stu­dents’ and their parents’ brand perception. It is proved that the concept of brand personality can significantly supplement the official measured parameters of university brand success. It is shown that the developed model can be used for communication with applicants, it allows to see the differences of one university from another, translates the values of the university, forms its vision of the target audience. Scientific novelty. The scientific novelty of the study is in the fact that the difference in the applicants' and parents' perceptions of the characteristics of Russian universities in comparison with foreign universities is confirmed. The brand personality model of Russian universities has 20 characteristics united in 4 factors: serious, kind, young, and bright. The developed model allowed the authors to compare and classify universities. Practical significance. The developed model of the brand personality of Russian univer­sities and the adapted methodology of its assessment can be used by universities to obtain feedback, to compare the characteristics of the brand by its developers and features of its perception by the target audience, as well as to compare themselves with competitors. This, in turn, will make it possible to develop marketing strategy for attracting talented applicants.
Введение. Наличие в образовательной сфере крупных онлайн-игроков при одновременно наметившейся тенденции к снижению интереса школьников к получению высшего образования обостряют конкуренцию вузов за привлечение талантливых абитуриентов. Одним из факторов, позволяющих вузу получить преимущество при выборе абитуриентом места учебы, является узнаваемый бренд, включающий в себя определенный набор воспринимаемых потребителем ассоциаций и характеристик, определяемых как индивидуальность бренда. Цель исследования – выявить факторы индивидуальности бренда российских университетов и разработать модель индивидуальности бренда как инструмент его оценки. Методология и методики. Для достижения поставленной цели было проведено исследование, в котором на разных этапах приняли участие 414 человек: студенты и их родители. Для определения набора характеристик, описывающих индивидуальность бренда российских университетов, был использован тест на свободные ассоциации, по результатам которого с помощью сравнительного и контент-анализа был сформирован список из 22 признаков, характеризующих университет как «человека». Разработка модели индивидуальности бренда российских университетов осуществлялась на основании математико-статистических методов. Результаты. С помощью методов математической статистики доказана эффективность разработанной модели для оценки индивидуальности бренда российских университетов. Адаптирована методика оценки индивидуальности бренда на примере педагогического вуза. Данная методика является инструментом оценки индивидуальности бренда, позволяющая сравнивать и классифицировать разные университеты, получать обратную связь об особенностях восприятия бренда университета потенциальными абитуриентами. В работе показано отличие черт, характеризующих российские и зарубежные вузы. На основе сравнения восприятия бренда студентами и их родителями выделены отличия данных групп в восприятии индивидуальности бренда. Доказано, что концепция индивидуальности бренда может существенно дополнить официальные измеряемые параметры успешности брендов вузов. Показано, что разработанная модель может быть использована для коммуникации с абитуриентами: она позволяет видеть отличия одного вуза от другого, транслирует ценности университета, формирует его видение целевой аудиторией. Научная новизна исследования заключается в том, что подтверждено отличие в восприятии абитуриентами и родителями характеристик российских университетов в сравнении с зарубежными вузами. В модели индивидуальности бренда российских университетов выделены 20 характеристик, объединенных в 4 фактора: серьезный, добрый, молодой, яркий. Разработанная модель позволяет сравнивать и классифицировать университеты. Практическая значимость. Разработанная модель индивидуальности бренда российских университетов и адаптированная методика ее оценки может быть использована университетами для получения обратной связи, сравнения характеристик, закладываемых в бренд его разработчиками и особенностями его восприятия целевой аудиторией, а также для сравнения себя с конкурентами. Это, в свою очередь, позволит разрабатывать стратегии продвижения и позиционирования университета для привлечения талантливых абитуриентов.
Ключевые слова: BRAND
EDUCATIONAL INSTITUTION BRAND
BRAND PERSONALITY
RUSSIAN UNIVERSITIES
BRAND PERSONALITY MODEL
BRAND PERSONALITY ASSESSMENT
БРЕНД
БРЕНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ БРЕНДА
РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БРЕНДА
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БРЕНДА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-1-50-83
WoS: 000916035300002
Сведения о поддержке: The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) and the Tyumen Oblast within the scientific project 20-413-720011 “Development of a Model of Career Guidance, Self-Determination and Self-Realisation of the Population of the Tyumen Oblast in the Conditions of Transformation of the Socio-Economic Space” (RFBR-Tyumen Oblast grant, contract No. 20-413-720011\21).
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта 20-413-720011 «Разработка модели профессиональной ориентации, самоопределения и самореализации населения Тюменской области в условиях трансформации социально-экономического пространства» (грант РФФИ-Тюменская область, договор № 20-413-720011\21).
Источники: Образование и наука. 2023. № 1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_01_003.pdf487,67 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.