Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42547
Название: Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания
Другие названия: Category-terminological apparatus of modern social upbringing
Автор: Axiútina, Z. A.
Аксютина, З. А.
Дата публикации: 2023-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Аксютина, З. А. Категориально-терминологический аппарат современного социального воспитания / З. А. Аксютина // Образование и наука. — 2023. — № 3. — С. 12-34. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-12-34.
Аннотация: Introduction. Social upbringing has taken shape in the branch of pedagogical knowledge – the pedagogy of social upbringing, and its categorical and terminological apparatus remains unformed and imperfect. This leads to the arbitrariness of the description of social and educational phenomena in the theory and practice of social upbringing; loss of categorisation, meaning of terms and their incompleteness that results in the inconsistency of social upbringing theory, etc. Aim. The aim of the present article is a theoretical substantiation and description of the category-terminological apparatus of modern social upbringing based on the developed category classification, which acts as a means of systematising scientific knowledge. Methodology and research methods. The methodological foundations of the study were categorical, systemic and holistic approaches. Theoretical methods were used as research methods: categorical analysis and synthesis, methods of classification, systematisation and generalisation, categorical methods of triadic decoding of categories and permutations. Results. The study describes a two-level classification of categories developed by the author. Categories of the first order are allocated on the basis of purpose, include in their composition: base category, system and process categories. Categories of the second order are allocated on the basis of the use of mechanisms for the formation of categories, contain in their composition: a key category, synthesised, integrated and additional categories. The categorical system of social education is described. The categorical system of social upbringing is understood as a specially developed form of organisation of scientific knowledge, which makes it possible to holistically represent the objects of social education through given meaningful relationships between categories in the totality of their interaction. Scientific novelty. The scientific novelty of the study is the formation of a categorical system of social upbringing through a category-terminological apparatus, which provides the terminological unity of theory and practice, supplementing and concretising them and ensuring consistency and integrity. The developed categorical system of social upbringing does not change, but complements the specific scientific level of pedagogy methodology. By ensuring the completeness of the categorical apparatus, thecomplex of methods used in the analysis of the categories of social upbringing, enriches the technological level of pedagogy methodology with new methods of triadic decoding of categories and permutations. A new level of development of professional speech is being formed on the basis of its scientifically substantiated filling with a categorical system of social upbringing. Practical significance. The practical significance of the study lies in the fact that the categorical system of social upbringing can be used in the development of basic educational programmes of the psychological and pedagogical direction, training courses, methodological materials, in terms of the formation of students’ professional competencies; in the implementation of scientific research in the field of social pedagogy and social upbringing; in the development of dictionary-encyclopedic literature on social pedagogy and social upbringing. The holistic development of the categorical system will contribute to the enrichment of the terminology of social upbringing and the effectiveness of professional communication.
Введение. Социальное воспитание оформилось в отрасль педагогического знания – педагогику социального воспитания, а его категориально-терминологический аппарат остается несформированным и несовершенным. Это приводит к произвольности описания социально-воспитательных явлений в теории и практики социального воспитания; потере категориальности и смысла терминов, к их неполноте и лишению теории социального воспитания основательности и др. Цель статьи – теоретическое обоснование и описание категориально-терминологического аппарата современного социального воспитания на основе разработанной классификации категорий, выступающей средством систематизации научных знаний. Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования выступили категориальный, системный и целостный подходы. В качестве методов исследования применялись теоретические методы: категориальный анализ и синтез, методы классификации, систематизации и обобщения, категориальные методы триадичной дешифровки категорий и перестановок. Результаты. В исследовании описана разработанная автором двухуровневая классификация категорий. Категории первого порядка выделяются на основе назначения, включают в свой состав: базовую категорию, системные и процессные категории. Категории второго порядка выделены на основе использования механизмов образования категорий, содержат в своем составе: ключевую категорию, синтезированные, интегрированные и дополнительные категории. Описана категориальная система социального воспитания. Категориальная система социального воспитания понимается как специально разработанная форма организации научного знания, позволяющая целостно представлять объекты социального воспитания посредством заданных осмысленных отношений между категориями в совокупности их взаимодействия. Научная новизна проведенного исследования состоит в формировании категориальной системы социального воспитания посредством категориально-терминологического аппарата, который обеспечивает терминологическое единство теории и практики, дополняя и конкретизируя их и обеспечивая системность и целостность. Разработанная категориальная система социального воспитания не меняет, а дополняет конкретно-научный уровень методологии педагогики; за счет обеспечения полноты категориального аппарата комплекс методов, примененных в анализе категорий социального воспитания, обогащает технологический уровень методологии педагогики, новыми методами триадичной дешифровки категорий и перестановок. Формируется новый уровень развития профессионализации на основе научно обоснованного наполнения категориальной системой социального воспитания. Практическая значимость проведенного исследования прослеживается в том, что категориальная система социального воспитания может использоваться при разработке основных образовательных программ психолого-педагогического направления, учебных курсов, методических материалов, в части формирования профессиональных компетенций студентов; при осуществлении научных исследований в области социальной педагогики и социального воспитания; при разработке словарно-энциклопедической литературы по социальной педагогики и социальному воспитанию. Целостное развитие категориальной системы будет способствовать обогащению терминологии социального воспитания и эффективности профессиональной коммуникации.
Ключевые слова: CATEGORICAL SYSTEM
CATEGORY-TERMINOLOGICAL APPARATUS: SOCIAL UPBRINGING
CLASSIFICATION
CATEGORICAL SYSTEM OF SOCIAL UPBRINGING
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ: СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-12-34
Источники: Образование и наука. 2023. № 3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023-03_002.pdf356,21 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.