Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43269
Название: Образовательная профориентация и школьная профориентация: совпадение в пространстве, расхождение в смыслах
Другие названия: Educational professional orientation and school professional orientation: coincidence in area, discrepancy in meanings
Автор: Сергеев, И. С.
Sergeev, I. S.
Дата публикации: 2023
Издатель: РГППУ
Библиографическое описание: Сергеев, И. С. Образовательная профориентация и школьная профориентация: совпадение в пространстве, расхождение в смыслах / И. С. Сергеев. — Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2023. — № 3 (15). — С. 11-48. — DOI: 10.17853/2686-8970-2023-3-11-48.
Аннотация: Представлен аналитический обзор актуального состояния отечественной школьной профориентации. Охарактеризованы предметное, профильное и внепредметное пространства профориентационной работы со школьниками. Предложена типология экосистем школьной профориентации. Выявлено ключевое противоречие между образовательной и школьной профориентацией, определяющее альтернативные пути развития базовой модели профориентационной работы с детьми и подростками (профориентационного минимума) в среднесрочной перспективе. Определена сущность противоречия, состоящая в том, что ключевые задачи образовательной профориентации, связанные с развитием школьника как субъекта социально-профессионального самоопределения, наиболее эффективно решаются во внешкольной среде. Показано, что перенос «центра тяжести» профориентационной работы в пространство школы приводит к возрастанию рисков отказа от образовательной профориентации в пользу упрощенных просветительских, диагностико-консультативных, а также воздействующих подходов.
An analytical review of the current state of domestic school professional orientation is presented. The subject, profile and non-subject spaces of professional orientation work with schoolchildren are characterized. A typology of ecosystems of school professional orientation is proposed. The key contradiction between "educational" and "school" professional orientation is revealed, which determines alternative ways of developing the basic model of professional orientation work with children and adolescents (professional orientation minimum) in the medium term. The essence of the contradiction is that the key tasks of educational professional orientation related to the development of a student as a subject of socio-professional self-determination are most effectively solved in an extracurricular environment. At the same time, the transfer of the "center of gravity" of professional orientation work to the school space leads to an increase in the risks of abandoning educational professional orientation in favor of simplified educational, diagnostic and advisory, as well as influencing approaches.
Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЭКОСИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ
EDUCATIONAL PROFESSIONAL ORIENTATION
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
PROFESSIONAL ORIENTATION MINIMUM
SECONDARY SCHOOL
PROFESSIONAL ORIENTATION ECOSYSTEM
ISSN: 2686-8970
DOI: 10.17853/2686-8970-2023-3-11-48
Идентификатор РИНЦ: 54653566
Источники: Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2023. — № 3
Располагается в коллекциях:Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ)

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
insight_2023_03_005.pdf652,01 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.