Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43342
Название: Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы
Другие названия: Transformation of the capabilities of higher school teachers in conditions of uncertainty: Problem statement
Автор: Zeer, E. F.
Rezer, T. M.
Sуmaniuk, N. V.
Зеер, Э. Ф.
Резер, Т. М.
Сыманюк, Н. В.
Дата публикации: 2023-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Зеер, Э. Ф. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблем. . Э. Ф. Зеер, Т. М. Резер, Н. В. Сыманюк // Образование и наука. — 2023. — № 5. — С. 12-48. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48
Аннотация: Introduction. In modern social and educational conditions, the process of uncertainty in pedagogical practice occurs at a rapid pace, due to the globalisation and digitalisation of education, as well as the COVID-19 pandemic. As a result, there are teachers’ transformations and new functions, which cannot affect their pedagogical capabilities; therefore, the article presents a problem on this issue. Aim. The aim of this problematic article is to consider from different points of view the phenomenon of uncertainty in pedagogical activity and the transformation of the functions of higher school teachers in the conditions of uncertainty caused by the digitalisation of education. Methodology and research methods. The work was based on the methodology of interdisciplinary analysis of theoretical sources, foreign and Russian pedagogical experience in the field of uncertainties; the method of questioning and interviewing teachers of higher education was used to identify attitudes to professional activity in conditions of uncertainty. Results and scientific novelty. In the course of the study, it was found that at the present stage of education development, the transformation of the functions of higher school teachers in conditions of uncertainty is not investigated either in Russian pedagogical practice or abroad due to the undeveloped theoretical provisions in this area of pedagogical activity. The problem is posed in the field of transformation of the capabilities and functions of higher school teachers in conditions of uncertainty from the perspective of different sciences. The scientific novelty of the research is the following developed provisions: 1) a new interpretation of the concept of “professional functions of a teacher” is proposed, including professional competence and professional activity of a teacher in a digital educational environment within his/her subject area at the university; 2) a pedagogical model of transformation of teacher functions in a digital educational environment is developed, including the functions of teaching, upbringing, methodological function, as well as the function of digital didactics and the digital competence function of the teacher; 3) the uncertainty factors and their content that influence the process of transformation of the functions of higher school teachers are identified: technological management of pedagogical activity; pedagogical practice without emotional contact between the subjects of the educational process; self-realisation in a virtual environment; the need for design thinking; personal growth of a teacher in a digital educational environment; transformation of the functions of managing their own pedagogical practice; 4) a classification of uncertainties encountered in the professional activities of higher school teachers has been developed based on two characteristics – belonging to professional educational activities and digital support of pedagogical practice. Practical significance. The proposed classification and uncertainty factors influencing the process of transformation of the functions of higher school teachers can be used in pedagogical practice to determine internal and external influences on teachers in the digital educational environment.
Введение. В современных социальных и образовательных условиях процесс неопределенности в педагогической практике происходит стремительными темпами, что обусловлено глобализацией и цифровизацией образования, а также пандемией COVID-19. В результате появляются трансформации и новые функции у преподавателей, что не может не отразиться на их педагогических возможностях, поэтому в статье осуществлена постановка проблемы по этому вопросу. Цель данной проблемной статьи – рассмотреть с разных точек зрения феномен неопределенности в педагогической деятельности и трансформации функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности, обусловленной цифровизацией образования. Методология, методы и методики. Работа базировалась на методологии системного, социально-цифрового и междисциплинарного подходов к анализу теоретических источников, зарубежного и отечественного педагогического опыта в сфере неопределенностей; использованы методы анкетирования и интервьюирования преподавателей высшей школы для выявления отношения к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Результаты и научная новизна. В ходе исследования установлено, что на современном этапе развития образования трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности не исследуется ни в отечественной педагогической практике, ни за рубежом в силу неразработанности теоретических положений в педагогической науке. Осуществлена постановка проблемы в сфере трансформации возможностей и функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности с позиций разных наук. Научная новизна исследования состоит в следующих разработанных положениях: 1) предложена новая трактовка понятия «профессиональные функции преподавателя», включающая профессиональную компетентность и профессиональную деятельность преподавателя в цифровой образовательной среде в рамках его предметной области в университете; 2) разработана педагогическая модель трансформации функций преподавателя в условиях цифровизации образования, включающая в себя функции обучения, воспитания, методическую функцию, а также функцию цифровой дидактики и функцию цифровой компетентности преподавателя; 3) определены факторы неопределенности, обусловленные цифровизацией образования, и их содержание, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы: технологическое управление педагогической деятельностью; педагогическая практика без эмоционального контакта между субъектами образовательного процесса; самореализация в виртуальной среде; необходимость наличия дизайн-мышления; личностный рост преподавателя в цифровой образовательной среде; трансформация функций управления собственной педагогической практикой; 4) разработана классификация неопределенностей, встречающихся в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, на основе двух характеристик: принадлежность к профессиональной образовательной деятельности и цифровое обеспечение педагогической практики. Практическая значимость. Предлагаемые классификация и факторы неопределенности, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы, могут быть использованы в педагогической практике для определения внутренних и внешних воздействий на преподавателей в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: UNCERTAINTIES
UNCERTAINTY CONDITIONS
HIGHER SCHOOL
TEACHERS
PROFESSIONAL FUNCTIONS OF A TEACHER
TRANSFORMATION
TRANSFORMATION OF TEACHER FUNCTIONS
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
УСЛОВИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
ВЫСШАЯ ШКОЛА
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48
Сведения о поддержке: Авторы выражают благодарность руководству Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета, а также Российского государственного профессионально-педагогического университета за поддержку исследования. Также авторы благодарят рецензентов, чьи замечания помогли улучшить структуру и содержание изложенного в статье материала.
The authors are grateful to the management of the School of Public Administration and Entrepreneurship of the Ural Federal University, as well as the Russian State Vocational Pedagogical University for supporting the research. The authors also thank the reviewers, whose comments helped to improve the structure and content of the material presented in the article.
Источники: Образование и наука. 2023. № 5
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_05_002.pdf612,13 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.