Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43344
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorZheglova, O. A.en
dc.contributor.authorZakirova, A. F.en
dc.contributor.authorShilova, L. V.en
dc.contributor.authorЖеглова, О. А.ru
dc.contributor.authorЗакирова, А. Ф.ru
dc.contributor.authorШилова, Л. В.ru
dc.date.accessioned2023-11-29T09:46:29Z-
dc.date.available2023-11-29T09:46:29Z-
dc.date.issued2023-05-
dc.identifier.citationЖеглова, О. А. Ценностно-смысловая концептуализация учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в вузе: герменевтический подход / О. А. Жеглова, А. Ф. Закирова, Л. В. Шилова // Образование и наука. — 2023. — № 5. — С. 77-105. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-77-105ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/3145en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43344-
dc.description.abstractIntroduction. One of the main tasks of teaching foreign languages for professional purposes is the formation of professional communicative competence of students. In this regard, it is important for university teachers to create conditions for students to master the methods and techniques of productive communication, not only from the perspective of language and culture, but also their future profession. In addition to the logical and rational aspect, it is important for pedagogical students to focus on the value and semantic significance of educational information, to deeply understand rather than to memorise information, to be emotionally “engaged” into knowledge, filling it with personal meaning, in order to avoid formal mastering of pedagogical profession. This is possible in the context of the value and semantic conceptualisation of acquired knowledge, which is carried out in the process of interpreting and structuring the content of training by the principle of linguistic concept. Aim. The present research aims to substantiate the content, methods, techniques and forms of value meaningful conceptualisation of educational material in the process of teaching foreign languages to pedagogical students. Methodology and research methods are based on the study of the value-semantic foundations of pedagogical practice with reference to the cultural-historical concept; on the phenomenological-hermeneutical approach, aimed at the actualisation of the interpretive potential of the teaching content; on the utilisation of the methods of theoretical analysis and synthesis, deduction and induction, comparison, modelling, and methods of inclusive observation. The empirical study was conducted during one academic year (from September 2020 to June 2021) in the course “English for Specific Purposes (ESP)” with 60 students of Pedagogical Education major of the University of Tyumen. To assess the results of the experimental work the following tools were used: L. Michelson’s test, free associative experiment, the method of expert evaluation based on the level scale developed by the authors. Results. The obtained data confirmed the effectiveness of structuring learning content according to the linguistic concept image. In the course of the final test of communicative and professional skills, most students demonstrated a confident command of the basics of professional communication in English. Compared to the initial stage of the study, students’ professional communication in English became more productive. Students’ statements were distinguished by their meaningfulness, structure. They used additional material from other fields of knowledge, emotional and value coloring in the form of metaphors, idioms, statements of famous teachers, precedent texts, the ability to improvise, etc. Scientific novelty. The authors didactically proved the productivity of the hermeneutic approach in the design of teaching foreign languages on the basis of structuring teaching material by the principle of linguistic concept, which is a mediating link between the scientific concept, on the one hand, and the individual consciousness and the subjective personal experience of students, on the other hand. Practical significance. The results of this study can be used by teachers in order to achieve a balance between technological and axiological aspects of learning and cognitive activities of students for mastering their pedagogical knowledge, professional and personal experience, which will ultimately contribute to the enhancement of professional training of future educators.en
dc.description.abstractВведение. Одной из основных задач преподавания иностранных языков для профессиональных целей является формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов. В этой связи в процессе обучения преподавателям вуза важно создать условия для освоения студентами способов и приемов осуществления продуктивного общения не только с позиции языка и культуры, но и их будущей профессии. Во избежание формального освоения педагогической профессии студентам педагогических специальностей важно, помимо логико-гносеологического аспекта, ориентироваться на ценностно-смысловую значимость учебной информации, глубоко понимать, а не запоминать, эмоционально «проживать» знание, наполняя его личностными смыслами. Это возможно в условиях ценностно-смысловой концептуализации осваиваемого знания, осуществляемой в процессе интерпретации и структурирования содержания обучения по образу лингвоконцепта. Цель – обоснование содержания, методов, приемов и форм ценностно-смысловой концептуализации учебного материала в процессе обучения иностранным языкам студентов педагогических специальностей. Методология, методы и методика. В основу работы положены исследование ценностно-смысловых оснований педагогической деятельности с обращением к культурно-исторической концепции, а также феноменолого-герменевтический подход, направленный на актуализацию интерпретационного потенциала содержания обучения. Использованы методы теоретического анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнения, моделирования, включённого наблюдения. Эмпирическое исследование проводилось в течение одного академического года (с сентября 2020 года по июнь 2021 года) на занятиях по «Иностранному языку в профессиональной сфере (английский язык)» с участием 60 студентов, обучающихся на направлении «Педагогическое образование» Тюменского государственного университета. Для оценки результатов опытной работы использовались: тест Л. Михельсона, свободный ассоциативный эксперимент, метод экспертной оценки на основе разработанной авторами уровневой шкалы. Результаты. Полученные в результате исследования данные подтвердили эффективность структурирования содержания обучения по образу лингвоконцепта. В ходе итогового тестирования коммуникативных и профессиональных умений и навыков большинство студентов продемонстрировали уверенное владение основами профессиональной коммуникации на английском языке. По сравнению с начальным этапом исследования профессиональная коммуникация студентов на английском языке стала более продуктивной. Высказывания отличались осмысленностью, структурированностью, привлечением дополнительного материала из других областей знания, эмоционально-ценностной окрашенностью в виде метафор, идиом, высказываний известных педагогов, прецедентных текстов, умением осуществлять импровизацию и др. Научная новизна. Дидактически обоснована продуктивность герменевтического подхода в проектировании обучения иностранным языкам на основе структурирования учебного материала по принципу лингвоконцепта, который является опосредующим звеном между научным понятием, с одной стороны, и индивидуальным сознанием и субъективно-личностным опытом обучающихся, с другой.ru
dc.description.sponsorshipАвторы выражают благодарность рецензентам за экспертное мнение и конструктивный подход.ru
dc.description.sponsorshipThe authors express their gratitude to the reviewers for their expert opinion and constructive approach.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2023. № 5ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.subjectCONCEPTen
dc.subjectLINGUISTIC CONCEPTen
dc.subjectVALUE AND MEANINGFUL CONCEPTUALISATION OF KNOWLEDGEen
dc.subjectPEDAGOGICAL HERMENEUTICSen
dc.subjectHERMENEUTICAL APPROACH IN TEACHINGen
dc.subjectКОНЦЕПТru
dc.subjectЛИНГВОКОНЦЕПТru
dc.subjectЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯru
dc.subjectПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКАru
dc.subjectГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИru
dc.titleЦенностно-смысловая концептуализация учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в вузе: герменевтический подходru
dc.title.alternativeValue-meaningful conceptualisation of educational material in the process of foreign language teaching at the university: A hermeneutic approachen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage77-
local.description.lastpage105-
local.issue5-
local.volume25-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2023-5-77-105-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_05_004.pdf569,28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.