Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/43357
Название: Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач
Другие названия: Adult education and training for the development of problem-solving skills
Автор: Korshunov, I. A.
Lubnikov, S. V.
Shirkova, N. N.
Коршунов, И. А.
Лубников, С. В.
Ширкова, Н. Н.
Дата публикации: 2023-06
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Коршунов, И. А. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач / И. А. Коршунов, С. В. Лубников, Н. Н. Ширкова // Образование и наука. — 2023. — № 6. — С. 166-192. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-6-166-192
Аннотация: Introduction. Currently, the presence of employees with developed basic skills of working with textual and numerical information can no longer explain how effectively a person functions in society and the professional sphere. This is due to the rapid transformation of the innovative economy and the renewal of production technologies and business processes. Therefore, the key basic skills of the adult population have been supplemented with one more cognitive skill – problem solving. Aim. The present research aimed to present a portrait of a person with a developed problem-solving skill on the basis of sociological data, and to identify which types of employee training could most effectively lead to his/her development during participation in educational activities. Materials and methods. The study was based on theoretical methods of literature analysis, which made it possible to describe the categorical field and to systematize existing scientific approaches. The empirical foundation for this research was built on the data of OECD-PIAAC studies in Russia (2013). The study sample consisted of 3,877 people employed in various sectors of economic activity. To process the results obtained, the authors used the methods of mathematical statistics (descriptive statistics, one-factor analysis of variance, regression analysis method). Results. It was discovered that even prolonged employer-provided training does not lead to development of problem-solving skills, but still provides an increase in salary for some workers. Moreover, training which is not directly connected to the professional field and not initiated by the employer would lead to increase in problem-solving skills in a technology-rich environment. In this study, it is debated that the most significant increase in problem solving skills was brought by informal on-the-job training. It was shown that problem-solving skills provide significant increase in labour productivity in the production fields and intellectual labour fields (education and science). At the same time, problem-solving skills barely provide any increase in labour productivity in the routine fields, because such type of jobs does not involve behavioural variability, operational problem solving, and constant cooperation with other people. Scientific novelty. For the first time in the Russian academic literature, the authors conceptualised the concept of problem-solving skills and clarified which types of training significantly increase the contribution to the development of human capital of Russian workers. Based on the results of the study the authors presented a sociological portrait of a Russian worker with a high and low level of problem-solving skills. The revealed patterns allowed the authors to form an idea of the system of organisational conditions of enterprises that ensure maximum involvement of employees in the constant updating of their knowledge and skills, and contribute to the effective use of the problems-solving skill in the process of labour activity. Practical significance. This article might be of interest for the specialists in sphere of adult education and lifelong learning, HR-specialists and small and medium-sized enterprise managers in order to improve the efficiency of the recruitment process and to adopt more efficient employer-provided training systems.
Введение. В условиях трансформации инновационной экономики и связанного с ней обновления производственных технологий и бизнес-процессов наличие у работников развитых базовых навыков работы с текстами и числами уже не могут давать исчерпывающих объяснений тому, насколько эффективно человек функционирует в обществе и профессиональной сфере. Это привело к тому, что ключевые базовые навыки взрослого населения были дополнены еще одним когнитивным навыком – решением задач. Цель – на основе социологических данных составить портрет человека с развитым навыком решения задач и идентифицировать, какие виды обучения работников могли бы наиболее эффективно приводить к его развитию во время участия в образовательных активностях. Методология, методы и методики. Исследование базировалось на теоретических методах анализа литературы, которые позволили описать категориальное поле изучаемой проблемы, а также систематизировать существующие в этой сфере научные подходы. Эмпирической базой выступили российские данные международной программы оценки компетенций PIAAC (2013 г.) взрослого населения. Выборку составили 3877 человек, занятые в различных отраслях экономической деятельности. Методами обработки данных служили методы математической статистики (описательная статистика, однофакторный дисперсионный анализ, регрессионный анализ). Результаты исследования. Обнаружено, что даже неоднократное участие работников в обучении (неформальное образование), организованном работодателем, не приводит к увеличению уровня владением навыком решения задач, хотя и обеспечивает повышение заработной платы. При этом обучение, даже не связанное с профессиональной деятельностью, но инициированное самим работником, значимо увеличивает средние значения навыка решения задач в технологически насыщенной среде. Значительный вклад в развитие данного навыка, вероятно, вносит информальное обучение, реализуемое через занятость на рабочем месте. Высокая отдача от навыка решения задач наблюдается в производственном секторе, отраслях, связанных с интеллектуальным трудом (образование, наука). В то же время низкая отдача происходит в секторах с рутинным характером труда, вероятно, в связи с тем, что для выполнения подобных трудовых операций сотруднику практически не требуется вариативности поведения, оперативного решения задач, постоянной кооперации с другими людьми. Научная новизна. Впервые в российской научной литературе концептуализировано понятие навыка решения задач в технологически насыщенной среде и уточнено, какие виды образования и обучения значимо увеличивают вклад в развитие человеческого капитала российских работников. На основании результатов исследования представлен социологический портрет российского работника с высоким и низким уровнем владения навыком решения задач. Выявленные закономерности и положения позволили составить представления о развитии системы организационных условий предприятий, обеспечивающих максимальную вовлеченность работников в постоянное обновление своих знаний и умений, и способствующих эффективному использованию навыка решения задач в процессе трудовой деятельности. Практическая значимость. Представленная статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере образования и обучения взрослого населения, нацеленного на повышение производительности труда, а также специалистам по персоналу и руководителям предприятий малого и среднего бизнеса с целью повышения эффективности процесса отбора потенциальных кандидатов и обучения уже действующих сотрудников.
Ключевые слова: ADULT COMPETENCIES
PROBLEM-SOLVING SKILL
NON-FORMAL LEARNING
INFORMAL LEARNING
LIFE-LONG LEARNING
COMPETENCY MONITORING
SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF AN EMPLOYEE
LABOUR PRODUCTIVITY
КОМПЕТЕНЦИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
НАВЫК РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МОНИТОРИНГ КОМПЕТЕНЦИЙ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РАБОТНИКА
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-6-166-192
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325 от 25. 04. 2022).
The article was prepared in the framework of a research grant funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (grant ID: 075-15-2022-325 of 25. 04. 2022).
Источники: Образование и наука. 2023. № 6
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_06_008.pdf2,42 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.