Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44032
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorУсольцев, А. П.ru
dc.contributor.authorСтариченко, Б. Е.ru
dc.contributor.authorКощеева, Е. С.ru
dc.contributor.authorUsoltsev, A. P.en
dc.contributor.authorStarichenko, B. E.en
dc.contributor.authorKoscheeva, E. S.en
dc.date.accessioned2024-04-10T11:53:15Z-
dc.date.available2024-04-10T11:53:15Z-
dc.date.issued2023-12-
dc.identifier.citationУсольцев, А. П. Проблема подготовки преподавателя общетехнических дисциплин в современных условиях / А. П. Усольцев, Б. Е. Стариченко, Е. С. Кощеева // Образование и наука. — 2023. — № 10. — С. 109–132. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-10-109-132.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44032-
dc.description.abstractIntroduction. The article deals with the problem of selecting the content of the training of future teachers of general technical disciplines. It is proved that in conditions of multi-vector technical development, and turbulence associated with the transition to a multi-polar world order, the content of this training should change rapidly. Not only the given invariant of this content is important, but also the methodology of its formation. Aim. The present research aims to formulate the problem of developing the content for technical teacher training. Methodology and research methods. The developed methodology foundations for the selection of optimal content for technical teacher training are based on activity, competence-based, transfessional and transprofessional approaches. The empirical base was obtained using a distance questionnaire to technical teachers from 26 universities. The following theoretical methods were applied: retrospective analysis of the working conditions of teachers of technical disciplines; analysis of scientific and methodological literature on the problem of combining subject-professional and pedagogical training of a technical teacher; analysis of disciplines from professional training programmes in the Russian universities. Results. The analysis of vocational training programmes of technical and pedagogical universities made it possible to compare them with each other and to correlate the disciplines of the general professional block and elective courses to the main current directions of the Russian technical development in the current conditions. This made it possible to identify the content of the professional activity of the future technical teacher, as well as to indicate the possibilities for changing this content both in technical and pedagogical universities in order to more accurately match it with the existing tasks of technical development of the state. As a result of a retrospective analysis, a historically formed “portrait” of a technical was described. The following problems were indicated: “physical and technical snobbery” as unwillingness to enter the humanities and pedagogical field of professional activity from the physical and technical content of their subject; a low level of methodological knowledge and skills; lack of erudition in technical fields among young teachers; low professional self-esteem. Scientific novelty consists in the fact that for the first time the analysis of the disciplines of the general professional module and elective courses of technical and pedagogical universities of Russia revealed their correlation with the main directions of the development of science, technology and engineering. Practical significance. The conducted research allowed the authors to raise questions about the selection of the content of technical teacher training. This should help in the formulation of the principles of content selection to develop its methodology.en
dc.description.abstractВведение. В статье рассматривается проблема отбора содержания подготовки будущих преподавателей общетехнических дисциплин, доказывается, что в условиях многовекторного технического развития, турбулентности, связанной с переходом к многополярному мироустройству, содержание этой подготовки должно быстро меняться. Поэтому важен не столько заданный инвариант этого содержания, сколько методология его формирования в быстроменяющихся условиях. Цель – постановка проблемы создания методологии по отбору содержания подготовки преподавателей общетехнических дисциплин. Методология, методы и методики. Разрабатываемые основы методологии отбора содержания, оптимального для подготовки преподавателя общетехнических дисциплин, строятся на положениях, прежде всего, деятельностного и компетентностного подхода, а также его дальнейшего развития в трансфессиональном и транспрофессиональном подходах. Эмпирическая база получена с использованием анкетирования (дистанционного) преподавателей технических дисциплин из 26 вузов. Использовались следующие теоретические методы: ретроспективный анализ условий, наложивших специфический отпечаток на менталитет преподавателей общетехнических дисциплин нашего времени; анализ научно-методической литературы по проблеме сочетания предметно-профессиональной и педагогической подготовки преподавателя общетехнических дисциплин; анализ дисциплин из программ профессиональной подготовки отечественных вузов. Результаты. Анализ программ профессиональной подготовки технических и педагогических вузов позволил сравнить их между собой и сопоставить дисциплины общепрофессионального блока и курсов по выбору с основными актуальными направлениями технического развития РФ в текущих условиях. Был определен имеющийся содержательный ландшафт профессиональной деятельности будущего преподавателя общетехнических дисциплин и представлены возможности для изменения его содержания как в технических, так и педагогических вузах с целью более точного его соответствия имеющимся задачам технического развития государства. С использованием ретроспективного анализа описан исторически сложившийся «портрет» преподавателя общетехнических дисциплин, акцентированный на его проблемах. В качестве основных выделены следующие: «физико-технический снобизм» как нежелание выходить в педагогическое и гуманитарное поле профессиональной деятельности из физико-технического содержания своего предмета; как следствие, низкий уровень методических знаний и умений; отсутствие у молодых преподавателей эрудиции в технических областях, выходящих за рамки узкопрофессиональных, как следствие неудачная реализация компетентностного подхода в системе обучения высшем образования; низкая профессиональная самооценка, возникающая вследствие отношения в вузе к общетехническим как к второстепенным. Научная новизна заключается в том, что впервые проведенный анализ дисциплин общепрофессионального модуля и курсов по выбору технических и педагогических вузов РФ позволил выявить их соотношение с основными направлениями развития науки, технологий и техники. Практическая значимость. Проведенное исследование позволило поставить вопросы, возникающие при отборе содержания подготовки преподавателей общетехнических дисциплин, что, вероятно, должно стать основой для формулировки принципов отбора содержания этой подготовки, составляющих его методологию.ru
dc.description.sponsorshipThe current research was carried out within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation “Methodology to Form the Content of Technical Teacher Training in the Context of Multi-Vector Technical Development”en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Методология формирования содержания подготовки преподавателя общетехнических дисциплин в условиях многовекторного технического развития».ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2023. № 10ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.subjectCONTENT OF EDUCATIONen
dc.subjectVOCATIONAL EDUCATIONen
dc.subjectTECHNICAL DEVELOPMENTen
dc.subjectGENERAL TECHNICAL DISCIPLINESen
dc.subjectENGINEERING PEDAGOGYen
dc.subjectСОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯru
dc.subjectПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕru
dc.subjectОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫru
dc.subjectИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКАru
dc.titleПроблема подготовки преподавателя общетехнических дисциплин в современных условияхru
dc.title.alternativeThe problem of technical teacher training in modern conditionsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
local.description.firstpage109-
local.description.lastpage132-
local.issue10-
local.volume25-
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2023-10-109-132-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023_10_005.pdf379,82 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.