Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44606
Название: Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России
Другие названия: Mentoring in education: an analysis of international practices and their implementation in Russia
Автор: Tikhonova, N. V.
Ratner, F. L.
Vergasova, I. Y.
Тихонова, Н. В.
Ратнер, Ф. Л.
Вергасова, И. Я.
Дата публикации: 2024-05
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Тихонова, Н. В. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России / Н. В. Тихонова, Ф. Л. Ратнер, И. Я. Вергасова // Образование и наука. — 2024. — № 5. — С. 124-151. — 10.17853/1994-5639-2024-5-124-151.
Аннотация: Introduction. In the context of an ongoing discussion about the necessity to enhance the institution of mentoring in Russia, the examination and critical analysis of the experiences of countries where the system of mentoring for novice teachers is regulated at the state level is of undeniable interest. Aim. The study aimed to identify the main features of mentoring in France and determine the potential for applying international experience in the Russian educational system. Methodology and research methods. The research employed the following methods: an analysis of pedagogical literature and normative documents in the field of education in France, and a questionnaire survey of novice teachers working as trainee teachers in primary schools in Paris. As a survey technique, a continuous online survey with a group was employed. Results and scientific novelty. The process of becoming a fully qualified lower primary teacher in France is outlined: it involves passing a competitive examination (CRPE) and successfully completing a probation period. During this probation period, candidates are required to work for one year in a school as a trainee teacher under the guidance of mentor teachers. The research focuses on mentoring practices in France, the pathways to becoming a new teacher mentor, their job requirements, professional training, certification processes, as well as their roles and responsibilities. Based on the results of a survey of trainee teachers, a social profile of a novice teacher in France was created. The main challenges and shortcomings of the participants were identified, and their interactions with mentors were analysed. The collected data enabled the authors to emphasise the benefits of the French education policy regarding entry into the teaching profession and to formulate recommendations for mentor selection and training in Russia. Practical significance. The content of the article will be beneficial for specialists in the field of comparative education and for members of the scientific and pedagogical community engaged in teacher training programmes.
Введение. В условиях активного обсуждения необходимости развития института наставничества в России несомненный интерес представляет изучение и критический анализ опыта тех стран, где система наставничества начинающих учителей регламентирована на государственном уровне. Цель статьи – выявление особенностей функционирования системы наставничества во Франции и определение возможностей использования зарубежного опыта в условиях отечественной системы образования. Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в сфере образования Франции, а также опрос начинающих учителей, работающих в качестве стажеров в начальных школах Парижа. В качестве опросной методики использовалось групповое сплошное онлайн анкетирование. Результаты и научная новизна. Описана процедура доступа к профессии учителя, которая включает в себя прохождение конкурсного экзамена и необходимость проработать один год в школе в качестве «учителя-стажера» под наблюдением педагогов-наставников. Особое внимание в статье уделяется практике работы наставников во Франции, нормативному определению их статуса, функциям, требованиям к педагогам-наставникам, их профессиональной подготовке и процессу сертификации. На основе результатов опроса учителей-стажеров был составлен социальный портрет начинающего учителя во Франции, выявлены основные сложности и дефициты опрошенных, а также проанализирован их опыт взаимодействия с наставниками. Собранный материал позволил выделить преимущества французской системы профессиональной интеграции учителей и сформулировать рекомендации по подготовке педагогов-наставников в условиях отечественной системы образования. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны специалистам в области сравнительной педагогики и представителям научно-педагогического сообщества, занятым в системе повышения квалификации учителей.
Ключевые слова: MENTORING
NOVICE TEACHER
TRAINEE TEACHER
INITIAL TEACHER TRAINING
НАСТАВНИК
ТЬЮТОР
МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ-СТАЖЕР
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2024-5-124-151
Сведения о поддержке: Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (Приоритет-2030). Авторы благодарят рецензентов, чьи замечания помогли улучшить структуру и содержание изложенного в статье материала.
This paper has been supported by the Kazan Federal University Strategic Academic Leadership Program (Priority-2030). The authors thank the reviewers, whose comments helped to improve the structure and content of the material presented in the article.
Источники: Образование и наука № 05 (2024)
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
edscience_2024_05_006.pdf478,24 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.