Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44607
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorZavodchikov, D. P.en
dc.contributor.authorLebedeva, E. V.en
dc.contributor.authorSharov, A. A.en
dc.contributor.authorЗаводчиков, Д. П.ru
dc.contributor.authorЛебедева, Е. В.ru
dc.contributor.authorШаров, А. А.ru
dc.date.accessioned2024-07-21T13:55:45Z-
dc.date.available2024-07-21T13:55:45Z-
dc.date.issued2024-05
dc.identifier.citationЗаводчиков, Д. П. Будущее в структуре субъективного образа профессиональной жизни студентов / Д. П. Заводчиков, Е. В. Лебедева, А. А. Шаров // Образование и наука. — 2024. — № 5. — С. 152-181. — 10.17853/1994-5639-2024-5-152-181.ru
dc.identifier.issn2310-5828
dc.identifier.issn1994-5639
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44607-
dc.description.abstractIntroduction. Modern concepts of education are based on the principles of anticipation, determination of the present by the future (advanced education, Life Long Learning). The same pattern applies to the personality of both the subject of life in general and professional life in particular. Aim. Based on the theoretical and methodological analysis, identification and empirical research of the psychological characteristics of the future, the present research aims to consider the future as a personal construct in the structure of the subjective image of professional life. Methodology and research methods. The key methodological approaches are the subjective approach and the theoretical and methodological foundations for using the synergetic approach to study the psyche, mental phenomena and processes. The study employs survey methods; the methods of mathematical and statistical data processing: comparative analysis and factor analysis were carried out using the IBM SPSS Statistics v.20 program. Results. Based on theoretical ideas about time modes, time perspective, psychological characteristics of organisation and perception of time, as well as the results of an analysis of the works of foreign and Russian authors, a structural-functional model of the subjective image of professional life is proposed, including four blocks: a block of retrospection, a block of regulation of actual activity, a prognostic block, and a transspective block. Scientific novelty. The use of a subjective and synergetic approach to modelling the image of the professional future is justified. A structural-functional model of the image of the professional future is proposed, including invariants that represent a formal and meaningful representation of the temporal modes of the past, present and future and a mechanism for comparing the current state with the desired (“needed future”). Practical significance. The presented structural-functional model of the subjective image of professional life can serve as the basis for the development of a subject-oriented approach to professional guidance and support of professional development at the stage of choosing a profession and professional training with practical means of constructing a professional future.en
dc.description.abstractВведение. Современные концепции образования базируются на принципах предвосхищения, детерминации настоящего будущим (опережающее образование, Life Long Learning). Такая же закономерность переносима и на личность как субъекта жизни в целом, так и профессиональной жизни в частности. Цель исследования – на основе теоретико-методологического анализа, выделения и эмпирического исследования психологических характеристик будущего рассмотреть его как личностный конструкт в структуре субъективного образа профессиональной жизни. Методология, методы и методики. В качестве ключевых методологических подходов выступают субъектный подход и теоретико-методологические основания применения синергетического подхода для изучения психики, психических явлений и процессов. В качестве конкретных методов и методик исследования использованы опросные методы. Методы математико-статистической обработки данных: сравнительный анализ и факторный анализ проводились с помощью программы IBM SPSS Statistics v.20. Результаты. На основании теоретических представлений о временных модусах, временной перспективе, психологических характеристик организации и восприятия времени, а также результатов проведенного анализа работ зарубежных и отечественных авторов предложена структурно-функциональная модель субъективного образа профессиональной жизни, включающая четыре блока: блок ретроспекции, блок регуляции актуальной активности, прогностический и трансспективный блок. Научная новизна. Обосновано применение субъектного и синергетического подхода для моделирования образа профессионального будущего. Предложена структурно-функциональная модель образа профессионального будущего, включающая инварианты, представляющие собой формально-содержательную репрезентацию временных модусов прошлого, настоящего и будущего и механизм сличения актуального состояния с желаемым («потребное будущее»). Практическая значимость. Представленная структурно-функциональная модель субъективного образа профессиональной жизни может послужить основой разработки субъект-ориентированного подхода к профессиональной ориентации и сопровождению профессионального становления на этапе выбора профессии и профессиональной подготовки практическими средствами конструирования профессионального будущего.ru
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01519 «Субъективная картина профессиональной жизни личности», https://rscf.ru/project/23-28-01519/ru
dc.description.sponsorshipThe article was financially supported by the Russian Science Foundation grant 23-28-01519 “Subjective Representation of a Person’s Professional Life”, https://rscf.ru/en/project/23-28-01519/en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука № 05 (2024)ru
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.subjectSUBJECTen
dc.subjectTIME PERSPECTIVEen
dc.subjectPROFESSIONAL FUTUREen
dc.subjectIMAGE OF THE PROFESSIONAL FUTUREen
dc.subjectPROFESSIONAL TRAININGen
dc.subjectSUBJECTIVE PICTURE OF THE PROFESSIONAL PATHen
dc.subjectSTUDENTen
dc.subjectСУБЪЕКТru
dc.subjectВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВАru
dc.subjectПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕru
dc.subjectОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГОru
dc.subjectПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКАru
dc.subjectСУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИru
dc.subjectСТУДЕНТru
dc.titleБудущее в структуре субъективного образа профессиональной жизни студентовru
dc.title.alternativeThe future in the structure of the subjective image of a student professional lifeen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
local.description.firstpage152
local.description.lastpage181
local.issue5
local.volume26
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2024-5-152-181en
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
edscience_2024_05_007.pdf455,03 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.