Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44615
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorKazitseva, V. O.en
dc.contributor.authorGutkevich, E. V.en
dc.contributor.authorКазицева, В. О.ru
dc.contributor.authorГуткевич, Е. В.ru
dc.date.accessioned2024-07-21T13:55:52Z-
dc.date.available2024-07-21T13:55:52Z-
dc.date.issued2024-06
dc.identifier.citationКазицева, В. О. Речемыслительное психическое развитие детей после кохлеарной имплантации как реабилитационный фактор в процессе обучения: современные концепты и подходы / В. О. Казицева, Е. В. Гуткевич // Образование и наука. — 2024. — № 6. — С. 112-137. — 10.17853/1994-5639-2024-6-112-137.ru
dc.identifier.issn2310-5828
dc.identifier.issn1994-5639
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44615-
dc.description.abstractIntroduction. Cochlear implantation (CI) is the most effective method for restoring hearing in individuals with sensorineural hearing loss. The question of how to teach and rehabilitate a child who previously had no connection with the outside world through hearing is relevant. Aim. The present research aims to consider and analyse the main theoretical concepts related to the development of mental and speech processes in children after cochlear implantation. It seeks to identify factors and learning trajectories that influence the formation of cognitive structures, taking into account ontogenetic peculiarities to justify the necessity of creating an integrated approach model in the education and rehabilitation of children with impaired auditory analysers. Methodology and research methods. The work was based on an activity-based and natural-scientific approach, as well as a cultural and historical concept of the formation of higher mental functions. The research methods involved analysing and structuring the results of studies conducted by Russian and foreign authors. Results. The results of the analysis of modern research have shown the significant role of mental and speech development in the education and rehabilitation of children after cochlear implantation. The main theoretical concepts include the following postulates: the transition of a child to internal speech occurs with a significant delay, relying solely on the study of pronouncing words; children with impaired hearing may possess the skill of reading and writing, but it functions as a mechanical knowledge of the rules for performing these skills, rather than understanding the information received; a child with a cochlear implant may have developed external speech, which does not necessarily indicate the development of thinking. Scientific novelty. The scientific novelty of this work lies in structuring and highlighting the main modern theoretical concepts related to the formation and development of mental and speech processes in children after cochlear implantation. This has enabled the formulation of a position that views these processes as targets for effective learning and socialisation of the child as a whole. Theoretical substantiation is provided for an integrated approach to developing psychological, pedagogical, and psychocorrection programmes for the education and rehabilitation of children with impaired auditory analysers. Practical significance. During the rehabilitation process of a child following cochlear implantation, it is essential to consider factors such as the natural speech environment, emotional background, and the focus of remedial activities on developing understanding and comprehension of perceived information.en
dc.description.abstractВведение. При появлении кохлеарной имплантации, которая на сегодняшний день является самым эффективным методом хирургического вмешательства по восстановлению слуха у людей с сенсоневральной тугоухостью, становится актуальным вопрос о способах обучения и реабилитации ребенка, который ранее не имел связи с внешним миром через слуховой анализатор. Целью данной работы является рассмотрение и анализ основных теоретических концептов по проблеме формирования речемыслительных процессов у детей после кохлеарной имплантации, выделение факторов и траекторий обучения, влияющих на развитие когнитивных структур с учетом особенностей онтогенеза, для обоснования необходимости создания модели комплексного подхода в обучении и реабилитации детей с нарушенным слуховым анализатором. Методология, методы и методики. Работа базировалась на деятельностном и естественно-научном подходах и на культурно-исторической концепции формирования высших психических функций. Методами исследования выступили анализ и структурированное изложение результатов исследований отечественных и зарубежных авторов. Результаты анализа современных работ показали существенную роль речемыслительного развития в обучении и реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Основные теоретические постулаты: переход ребенка на внутреннюю речь происходит с большой задержкой при опоре только на изучение произнесения слов; дети с нарушенным слухом могут иметь навык чтения и письма, но он выступает как механическое знание о правилах совершения данных умений, но не осмысления полученной информации; у ребенка с кохлеарным имплантом может быть сформирована внешняя речь, что еще не свидетельствует о развитии мышления. Научная новизна работы состоит в структурировании и выделении основных современных теоретических концептов по проблеме формирования и развития речемыслительных процессов у детей после кохлеарной имплантации, что позволило сформулировать положение о данных процессах как о мишенях эффективного обучения и социализации ребенка в целом. Предложено теоретическое обоснование комплексного подхода в создании психолого-педагогических и психокоррекционных программ для обучения и реабилитации детей с нарушенным слуховым анализатором. Практическая значимость. Выявлена необходимость учета при реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации факторов естественной речевой среды; эмоционального фона, акцентирования коррекционной работы на формировании понимания и осмысления воспринимаемой информации.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoenen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука № 06 (2024)ru
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.subjectCOCHLEAR IMPLANTATIONen
dc.subjectMENTAL AND SPEECH PROCESSESen
dc.subjectMENTAL DEVELOPMENTen
dc.subjectCOGNITIVE STRUCTURESen
dc.subjectONTOGENESISen
dc.subjectREHABILITATIONen
dc.subjectLEARNING PROCESSen
dc.subjectКОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯru
dc.subjectРЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫru
dc.subjectПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕru
dc.subjectКОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫru
dc.subjectОНТОГЕНЕЗru
dc.subjectРЕАБИЛИТАЦИЯru
dc.subjectПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯru
dc.titleРечемыслительное психическое развитие детей после кохлеарной имплантации как реабилитационный фактор в процессе обучения: современные концепты и подходыru
dc.title.alternativeMental and speech development of children after cochlear implantation as a rehabilitation factor in the learning process: modern concepts and approachesen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
local.description.firstpage112
local.description.lastpage137
local.issue6
local.volume26
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2024-6-112-137en
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
edscience_2024_06_006.pdf632,21 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.