Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44617
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorSakharchuk, Е. S.en
dc.contributor.authorRudneva, M. Ya.en
dc.contributor.authorBagramyan, E. R.en
dc.contributor.authorSakharchuk, A. L.en
dc.contributor.authorСахарчук, Е. С.ru
dc.contributor.authorРуднева, М. Я.ru
dc.contributor.authorБаграмян, Э. Р.ru
dc.contributor.authorСахарчук, А. Л.ru
dc.date.accessioned2024-07-21T13:55:54Z-
dc.date.available2024-07-21T13:55:54Z-
dc.date.issued2024-06
dc.identifier.citationТрансформация восприятия студентами инвалидности как результат инклюзивного образования: а posse ad esse / Е. С. Сахарчук, М. Я. Руднева, Э. Р. Баграмян [и др.] // Образование и наука. — 2024. — № 6. — С. 167-198. — 10.17853/1994-5639-2024-6-167-198.ru
dc.identifier.issn2310-5828
dc.identifier.issn1994-5639
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44617-
dc.description.abstractIntroduction. The relevance of the research is determined by the necessity to fill knowledge gaps related to understanding the socio-cultural transformations taking place in the student environment due to the extensive development of inclusive technologies in universities. Aim. The present research aimed to identify transformations in the public consciousness of students associated with the period of application of the inclusive approach and to determine the factors that determine them. Methodology and research methods. The study relies on the theoretical and methodological concept of constructing a metasystem “personality – group – society” in the context of an individual assimilating social experience. In determining the empirical basis of the study, the principle of unity and differentiation was applied to identify potential causal relationships between the socio-demographic characteristics of respondents and the development of predominant sentiments regarding the resolution of integration issues in society for individuals with disabilities. A comparison of the semantic dominants of the attitudes towards disabled students, who studied in 2008 (at the initial stage of awareness of the need for an inclusive approach) and in 2023 (at a mature stage characterised by many years of experience in ensuring a barrier-free educational environment in universities), allowed the authors to identify a number of fundamental socio-cultural characteristics of modern students for further qualitative research. Results. The research outcomes revealed that there have been no qualitative changes in the public consciousness of modern students regarding people with disabilities, despite the extensive development of inclusion in universities. Additionally, there are still persistent manifestations of stigmatisation of students with health problems. The negative impact of overestimating the effect of administrative factors on the inclusive process, on the one hand, and ignoring the need to support the development of social values in the student’s personality, on the other, was revealed. Scientific novelty. The research contributes to the development of scientific reflection methods in line with the phenomenological approach and clarifies the subject area of studying inclusive processes in universities. Practical significance. The presented materials and conclusions may be of scientific and practical interest to both researchers and organisers of inclusive processes in universities.en
dc.description.abstractВведение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнения пробелов в знаниях, связанных с осмыслением социокультурных трансформаций, происходящих в университетской среде вследствие экстенсивного развития инклюзивных технологий в вузах. Цель исследования – выявление связанных с периодом применения инклюзивного подхода трансформаций в общественном сознании студентов и определение обуславливающих их факторов. Методология, методы и методики. Исследование опирается на теоретико-методологическое представление о построении метасистемы «личность – группа – общество» в контексте усвоения личностью социального опыта. При определении эмпирической базы исследования был применен принцип единства и дифференциации с целью выявления возможных причинно-следственных связей между социально-демографическими характеристиками респондентов и формированием доминирующих настроений по отношению к решению проблем интеграции в обществе людей с инвалидностью. Сопоставление смысловых доминант отношения к инвалидам студентов, обучавшихся в 2008 году (на начальной стадии осознания необходимости применения инклюзивного подхода) и в 2023 году (на зрелой стадии, характеризующейся многолетним опытом обеспечения безбарьерности образовательной среды в вузах), позволило выявить ряд принципиальных для дальнейших качественных исследований социокультурных характеристик современного студенчества. Результаты позволили сделать вывод об отсутствии качественных изменений в общественном сознании современных студентов в отношении инвалидов, несмотря на экстенсивное развитие инклюзии в вузах, и о сохраняющихся проявлениях стигматизации обучающихся с проблемами здоровья. Выявлено негативное влияние переоценки эффекта воздействия административного фактора на инклюзивный процесс, с одной стороны, и игнорирование необходимости поддержки процессов развития общественных ценностей личности студента, с другой. Научная новизна. Исследование вносит вклад в развитие методов научной рефлексии в русле феноменологического подхода и уточняет предметную область изучения инклюзивных процессов в вузах. Практическая значимость. Материалы и выводы настоящей работы могут представлять научно-практический интерес как для исследователей, так и для организаторов инклюзивных процессов в вузах.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука № 06 (2024)ru
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.subjectINCLUSIVE EDUCATIONen
dc.subjectSOCIO-CULTURAL IDENTITYen
dc.subjectSTEREOTYPES OF THINKINGen
dc.subjectSTIGMATISATIONen
dc.subjectATTITUDE TOWARDS PEOPLE WITH DISABILITIESen
dc.subjectSTUDENT YOUTHen
dc.subjectPHENOMENOLOGICAL APPROACHen
dc.subjectИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬru
dc.subjectСТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯru
dc.subjectСТИГМАТИЗАЦИЯru
dc.subjectОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМru
dc.subjectСТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬru
dc.subjectФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДru
dc.titleТрансформация восприятия студентами инвалидности как результат инклюзивного образования: а posse ad esseru
dc.title.alternativeTransformation of students’ perceptions of disability as a result of inclusive education: a posse ad esseen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
local.description.firstpage167
local.description.lastpage198
local.issue6
local.volume26
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2024-6-167-198en
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
edscience_2024_06_008.pdf1,36 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.