Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/45340
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorМельник, А. Д.ru
dc.contributor.authorСудакова, А. Е.ru
dc.contributor.authorАнтонова, Н. Л.ru
dc.contributor.authorMelnik, A. D.en
dc.contributor.authorSudakova, A. E.en
dc.contributor.authorAntonova, N. L.en
dc.date.accessioned2024-11-20T06:10:49Z-
dc.date.available2024-11-20T06:10:49Z-
dc.date.issued2024-10-
dc.identifier.citationМельник, А. Д. Выбор стартовой профессиональной траектории: эффект несоответствия работы и образования / А. Д. Мельник, А. Е. Судакова, Н. Л. Антонова // Образование и наука. — 2024. — № 8. — С. 174-205. — 10.17853/1994-5639-2024-8-174-205.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/3964en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/45340-
dc.description.abstractВведение. Исследуемая проблема охватывает всю систему профессионального образования, однако описана на примере высшей школы. Под эффектом несоответствия работы и образования (job-education mismatch) понимается выбор выпускниками вузов разных уровней образования (бакалавриат, магистратура) работы, в той или иной мере не соответствующей направленности высшего образования. Целью статьи является теоретическая концептуализация и эмпирический анализ эффекта несоответствия работы и образования на разных этапах перехода «вуз-рынок труда» (полгода, год, 7–10 лет), где опыт, полученный в вузе, может по-разному оцениваться выпускниками с учетом профессионального выбора. Методология, методы и методики. Эмпирический базис исследования составляют мониторинговые опросы выпускников 2017–2022 гг. через полгода после окончания крупного российского вуза (n = 7706); из числа выпускников 2021 г. проведены полуформализованные интервью (n = 10); информация дополнена полуформализованными интервью с работниками среднего возраста через 7–10 лет после окончания вуза (n = 10) и сведениями о численности предприятий, выступающих базами практики по заключенным с вузами договорам в 2020–2022 гг. (мониторинг эффективности вузов РФ). Результаты. Результаты исследования демонстрируют различия в выборе стартовой профессиональной траектории выпускниками различных образовательных профилей. Предложена типологизация выбора стартовой профессиональной траектории: достигаторы, пофигисты, рационалисты, самореализаторы. Выводы, основанные на количественной оценке сети партнерств вузов и предприятий, ставят под сомнение, что университетское управление ей сформировано, особенно в федеральных университетах и вузах отраслевого трека «Приоритет-2030». Научная новизна. Материалы вносят вклад в развитие научных представлений о моделях поведения молодежи, осуществляющих свой профессиональный выбор в условиях изменчивости рынка труда. Практическая значимость. Снижению эффекта несоответствия работы и образования могут способствовать практики проектного обучения, где непосредственное взаимодействие индустриальных партнеров со студентами повышает интерес к «выращиванию» и раннему рекрутингу ими проактивных студентов для развития высокотехнологичных производств и интеллектуальных услуг.ru
dc.description.abstractIntroduction. The research problem pertains to the entire system of vocational education; however, it is illustrated through the example of higher education. The job-education mismatch effect refers to the phenomenon where university graduates, regardless of whether they hold a bachelor’s or master’s degree, choose jobs that do not align with their level of education. Aim. The present article aimed to provide a theoretical conceptualisation and empirical analysis of the job-education mismatch effect at various stages of the transition from university to the labour market (six months, one year, and 7–10 years). During these stages, university graduates can evaluate how their university experiences have influenced their career choices. Methodology and research methods. The empirical sample comprised monitoring surveys of university graduates from a large Russian university conducted between 2017 and 2022, six months after graduation (n = 7,706). Additionally, semi-structured interviews were carried out with respondents in 2021 (n = 10). This information was further supplemented by semi-structured interviews with middle-aged workers conducted 7 to 10 years after graduation (n = 10) and by monitoring the effectiveness of Russian universities based on the number of enterprises serving as practical training bases under agreements established with universities from 2020 to 2022. Results. The results of the study reveal differences in the selection of initial professional trajectories among university graduates with varying educational backgrounds. The typology of these choices categorises graduates into four groups: achievers, indifferentists, rationalists, and self-realisers. The findings, derived from a quantitative assessment of the university-business partnership network, raise concerns about how this network is managed by universities, especially within federal universities and those adhering to the industrial leadership track outlined in the programme Priority-2030. Scientific novelty. The research materials contribute to the development of scientific insights into the behaviour patterns of young people as they make professional choices in the context of labour market variability. Practical significance. The reduction of the job-education mismatch can be enhanced through project-based learning, which fosters direct interaction between industry partners and students. This engagement increases interest in the cultivation and early recruitment of proactive students for the development of high-tech industries and intellectual services.en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».ru
dc.description.sponsorshipThe study was funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation as part of the Development Programme of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin in accordance with the strategic academic leadership programme Priority-2030.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2024. № 8ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsAuthors who publish with this journal agree to the following terms: Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal. Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal. Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).en
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИru
dc.subjectПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИru
dc.subjectНЕСООТВЕТСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТЫru
dc.subjectВЫПУСКНИКИ ВУЗАru
dc.subjectПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА В ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТАХru
dc.subjectВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectНЕУСТОЙЧИВОСТЬ РЫНКА ТРУДАru
dc.subjectЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛru
dc.subjectEDUCATIONAL TRAJECTORIESen
dc.subjectPROFESSIONAL TRAJECTORIESen
dc.subjectJOB-EDUCATION MISMATCHen
dc.subjectUNIVERSITY GRADUATESen
dc.subjectLABOUR MARKET DEMAND IN HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTSen
dc.subjectHIGHER EDUCATIONen
dc.subjectLABOUR MARKET PRECARIOUSNESSen
dc.subjectHUMAN CAPITALen
dc.titleВыбор стартовой профессиональной траектории: эффект несоответствия работы и образованияru
dc.title.alternativeChoosing a starting professional trajectory: job-education mismatch effecten
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage174-
local.description.lastpage205-
local.issue8-
local.issue26
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2024-8-174-205-
local.identifier.scopus85206833607-
local.identifier.eid2-s2.0-85206833607-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2024_08_008.pdf683,39 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons