Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46747
Название: Связь между типом межличностного поведения и стратегиями участников кибербуллинга: жертвы и свидетели
Другие названия: The relationship between interpersonal behaviour types and strategies employed by participants in cyberbullying: victims and bystanders
Автор: Nazarov, V. L.
Averbukh, N. V.
Buinacheva, A. V.
Назаров, В. Л.
Авербух, Н. В.
Буйначева, А. В.
Дата публикации: 2025-01
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Назаров, В. Л. Связь между типом межличностного поведения и стратегиями участников кибербуллинга: жертвы и свидетели / В. Л. Назаров, Н. В. Авербух, А. В. Буйначева // Образование и наука. — 2025. — № 1. — С. 130-167. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-1-130-167.
Аннотация: Introduction. In the examination of cyberbullying, it is essential to explore the strategies employed by its participants. Identifying the psychological characteristics associated with such behaviours is crucial for formulating recommendations for psychologists and educators engaged in the study of cyberbullying. Aim. The present study aimed to investigate the relationship between the selected role strategies in cyberbullying and the corresponding types of interpersonal behaviour. Methodology and research methods. The methodology was based on activity theory, L. S. Vygotsky’s cultural-historical con cept, A. V. Petrovsky’s theory regarding the mediation of interpersonal relations through activity, and L. N. Sobchik’s theory of leading trends. These theoretical foundations suggest that external conditions mediate the internal properties and states of an individual’s personality. A questionnaire was developed to examine the role-playing strategies associated with cyberbullying, as well as the motivations and counteractions related to this phenomenon. The survey was administered to a sample of 251 students from grades 5 to 11 within basic general education institutions. A questionnaire designed for the assessment of interpersonal relationships, originally developed by T. Leary and subsequently adapted by L. N. Sobchik, was administered to the same sample. Results. The relationship between the selected role strategy in cyberbullying and the corresponding type of interpersonal behaviour is elucidated in this study. Scientific novelty. This research establishes, for the first time, a connection between the types of interpersonal behaviour and role strategies within the context of cyberbullying, particularly with regard to individuals assuming the roles of victims and bystanders who intervene to protect the victim. Practical significance. The findings of this study may serve as a foundation for the formulation of methodological recommendations aimed at preventing cyberbullying.
Введение. При изучении кибербуллинга неизбежно возникают вопросы о том, из чего складываются стратегии его участников. Важно найти психологические особенности, с которыми связано такое поведение, чтобы сделать рекомендации для психологов и педагогов, занимающихся изучением кибербуллинга. Цель – установление связи между выбранной ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Методология, методы и методики. Методология выстраивалась на основе деятельностной концепции, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, из которых следует опосредование внешних условий внутренними свойствами и состояниями личности. Была разработана анкета для изучения ролевых стратегий кибербуллинга, мотивации и противодействия. Анкетирование прошел 251 обучающийся 5–11 классов организаций основного общего образования. На той же выборке был проведен опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Результаты. Показана связь между выбираемой ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Научная новизна. Впервые установлена связь между типом межличностного поведения и ролевой стратегией при участии в кибербуллинге в качестве жертвы и свидетеля, защищающего жертву. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть основанием для разработки методических рекомендаций по профилактике кибербуллинга.
Ключевые слова: BULLYING
CYBERBULLYING
SCHOOL-BASED CYBERBULLYING
NON-SCHOOL-BASED CYBERBULLYING
CYBERBULLYING VICTIM
CYBERBULLYING BYSTANDER
STRATEGIES EMPLOYED BY PARTICIPANTS IN CYBERBULLYING
БУЛЛИНГ
КИБЕРБУЛЛИНГ
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КИБЕРБУЛЛИНГ
ВНЕШКОЛЬНЫЙ КИБЕРБУЛЛИНГ
ЖЕРТВА КИБЕРБУЛЛИНГА
СВИДЕТЕЛЬ КИБЕРБУЛЛИНГА
СТРАТЕГИИ УЧАСТНИКОВ КИБЕРБУЛЛИНГА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2025-1-130-167
Источники: Образование и наука. 2025. № 1
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2025_01_007.pdf1,58 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons