Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46752
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorRomanov, Е. V.en
dc.contributor.authorРоманов, Е. В.ru
dc.date.accessioned2025-05-20T08:53:34Z-
dc.date.available2025-05-20T08:53:34Z-
dc.date.issued2024-12-
dc.identifier.citationРоманов, Е. В. Оценка эффективности деятельности российских вузов в контексте проблемы кадрового воспроизводства / Е. В. Романов // Образование и наука. — 2024. — № 10. — С. 12-47. — DOI: 10.17853/1994-5639-2024-10-12-47.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/4058en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46752-
dc.description.abstractIntroduction. The transition to a new system of higher education in Russia is examined within the framework of the Strategy for Scientific and Technological Development. Aim. The present research aims to analyse existing and planned university performance indicators, assess their relevance to personnel development at universities, and formulate proposals to enhance the personnel development system, taking into account the implementation of a new personnel training system in Russian higher education. Methodology and research methods. The fundamental methodological approach employed was systematic. Theoretical research methods utilised included a literature review on the research problem, analysis of normative documents, comparison and generalisation, induction, and synthesis, which involved formulating proposals for an approach to evaluating university activities. Results. An analysis of the current performance indicators of universities led the author to conclude that two indicators are prioritised: the proportion of employed graduates and the proportion of teaching staff whose average salary is 200% or more than the regional average salary. The introduction of a new indicator, which aims to characterise the system of personnel development (the share of employees under the age of 39 among the total number of scientific and pedagogical workers), may result in a reduction of teaching staff from other age groups. Based on an analysis of the trends in the number of teaching staff at leading universities in the Chelyabinsk and Sverdlovsk regions, a consistent decline in both the total number of teaching staff and the proportion of teachers under 40 years old has been observed. The issue of personnel reproduction within universities is a critical one. However, the new system of indicators for evaluating the effectiveness of universities, which will take effect on January 1, 2025, does not address this problem. Scientific novelty. The author proposes a reevaluation of the approach to financing universities, suggesting that the state should financially support the number of staff positions justified by each university. This proposal includes the establishment of salary rates for young teachers, with the estimated proportion of these rates constituting at least 35% of the total number of teaching staff positions at the university. Implementing this approach will promote continuity in the intellectual and value-based development of teaching staff, grounded in established scientific schools. Practical significance. The research findings can be used to formulate a strategy for advancing the scientific and educational sectors in light of the transition to a new personnel training system in higher education.en
dc.description.abstractВведение. Переход к новой системе высшего образования в России рассматривается в статье в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития. Цель работы ‒ на основе анализа действующих и планируемых к внедрению показателей эффективности деятельности вузов оценить их актуальность в контексте кадрового воспроизводства в университетах и сформулировать предложения по его совершенствованию с учетом внедрения новой системы подготовки кадров в российской высшей школе. Методология, методы и методики. Базовым методологическим подходом являлся системный. Использовались теоретические методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, нормативных документов, сравнение и обобщение, индукция, синтез (формулировка предложений по подходу к оценке деятельности вузов). Результаты. Установлено, что в качестве приоритетных показателей эффективности деятельности вузов в настоящее время рассматриваются доля трудоустроенных выпускников и доля работников ППС, средняя зарплата которых составляет 200 % и более от средней зарплаты в регионе. В этой связи введение показателя, который должен характеризовать систему кадрового воспроизводства (доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности научно-педагогических работников), может привести к сокращению численности ППС других возрастных групп. На основе анализа динамики численности ППС ведущих вузов Челябинской и Свердловской областей фиксируется устойчивый тренд сокращения численности ППС и доли преподавателей моложе 40 лет. Проблема кадрового воспроизводства вузов является ключевой, однако новая система показателей оценки эффективности деятельности вузов, которая вступит в действие 1 января 2025 года, не способствует решению данной проблемы. Научная новизна. Автором предлагается пересмотреть подход к финансированию вузов, при котором государством будет обеспечиваться обоснованное вузом число штатных единиц. Это предполагает введение для молодых преподавателей ставок, расчетная доля которых должна составлять не менее 35 % от общего числа ставок ППС вуза. Реализация такого подхода обеспечит преемственность в интеллектуальном и ценностно-мировоззренческом развитии педагогических кадров на базе сложившихся научных школ. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии развития научно-образовательной сферы в контексте перехода к новой системе подготовки кадров в высшей школе.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2024. № 10ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectACADEMIC CAPITALISMen
dc.subjectMONITORING UNIVERSITIESen
dc.subjectEVALUATING THE EFFECTIVENESS OF UNIVERSITIES AND MANAGERSen
dc.subjectREDUCING THE NUMBER OF TEACHING STAFFen
dc.subjectPERSONNEL DEVELOPMENTen
dc.subjectTRADITIONAL SPIRITUAL AND MORAL VALUESen
dc.subjectАКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМru
dc.subjectМОНИТОРИНГ ВУЗОВru
dc.subjectОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙru
dc.subjectСОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ППСru
dc.subjectКАДРОВОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВОru
dc.subjectТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИru
dc.titleОценка эффективности деятельности российских вузов в контексте проблемы кадрового воспроизводстваru
dc.title.alternativeEvaluation of the effectiveness of Russian universities in addressing personnel development challengesen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage12-
local.description.lastpage47-
local.issue10
local.volume26
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2024-10-12-47-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2024_10_002.pdf617,23 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons