Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46760
Название: Пути повышения качества естественно-научного образования в Казахстане
Другие названия: On improving the quality of natural science education in Kazakhstan
Автор: Akhmetova, B. S.
Berikkhanova, A. Е.
Mukhamedkhanova, A. K.
Zhakiyanova, Z. G.
Alikhankyzy, G.
Arkhymatayeva, A. Zh.
Ахметова, Б. С.
Берикханова, А. Е.
Мухамедханова, А. К.
Жакиянова, Ж. Г.
Алиханкызы, Г.
Архиматаева, А. Ж.
Дата публикации: 2025-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Пути повышения качества естественно-научного образования в Казахстане / Б. С. Ахметова, А. Е. Берикханова, А. К. Мухамедханова [и др.] // Образование и наука. — 2025. — № 3. — С. 36-53. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-3-36-53.
Аннотация: Introduction. Modern world globalisation process requires special technological development of states, which is based on natural science and engineering education. The aim of this article is to analyse existing programmes and methods of teaching natural science in Kazakhstan and to develop recommendations for making changes to the content of natural science education programmes in secondary schools. Methodology and research methods. A monitoring study was conducted on teachers’ assessment of the content of school education in natural science subjects, utilising system-based, problem-based, and project-based approaches. This study included an analysis of international experiences in implementing STEM education within the teaching processes of natural sciences, as well as an evaluation of the effectiveness of the updated Model Curriculum for natural science education in general education schools in the Republic of Kazakhstan. Results. It was found that in the learning process, it is essential to enhance attention to the formation and development of scientific thinking skills and interdisciplinary integration. The findings confirm that practice-oriented training facilitates an understanding of how scientific knowledge evolves and helps to cultivate an appreciation for cross-cutting concepts and disciplinary ideas within science and technology. Practical significance. A series of recommendations has been formulated to enhance the curriculum of academic programmes in the natural sciences in the Republic of Kazakhstan.
Введение. Современные мировые процессы глобализации предъявляют особые требования к технологическому развитию государств, которое базируется на естественно-научном и инженерном образовании. Цель статьи – анализ существующих программ и методик обучения естественным наукам в Казахстане и выработка рекомендаций по внесению изменений в содержание программ естественно-научного обучения для общеобразовательных школ. Методология, методы и методики. На основании системного, проблемного и проектного подходов проведено мониторинговое исследование оценки учителями содержания школьного образования по учебным предметам естественно-научного направления, в том числе анализ международного опыта внедрения STEM-образования в процессы обучения естественным наукам и эффективности влияния обновленной Типовой учебной программы обучения на состояние преподавания блока естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Результаты. Установлено, что в процессах обучения необходимо усилить внимание к формированию и развитию навыков научного мышления и междисциплинарную интеграцию. Подтверждено, что практико-ориентированное обучение помогает понять, как развиваются научные знания, сформировать понимание сквозных концепций и дисциплинарных идей науки и техники. Практическая значимость. Разработан ряд рекомендаций по внесению изменений в содержание программ по учебным предметам естественно-научного цикла в Республике Казахстан.
Ключевые слова: SCHOOL EDUCATION
NATURAL SCIENCE TRAINING
NATURAL SCIENCE EDUCATION
MATHEMATICS
MATH EDUCATION
SCHOOL SCIENCE
SCHOOL MATHEMATICS
STEM
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ШКОЛЬНАЯ НАУКА
ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
STEM
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2025-3-36-53
Источники: Образование и наука. 2025. № 3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2025_03_003.pdf451,65 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons