Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46765
Название: Взаимосвязь мотивов учебной деятельности и отношения к успеху другого у будущих клинических психологов
Другие названия: The relationship between the motives for educational activities and attitudes towards others’ success among future clinical psychologists
Автор: Serdakova, A. D.
Maximova, M. E.
Serdakova, K. G.
Kiseleva, M. G.
Sorin, A. V.
Kravtsov, N. S.
Сердакова, А. Д.
Максимова, М. Е.
Сердакова, К. Г.
Киселева, М. Г.
Сорин, А. В.
Кравцов, Н. С.
Дата публикации: 2025-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Взаимосвязь мотивов учебной деятельности и отношения к успеху другого у будущих клинических психологов / А. Д. Сердакова, М. Е. Максимова, К. Г. Сердакова [и др.] // Образование и наука. — 2025. — № 3. — С. 141-168. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-3-141-168.
Аннотация: Introduction. A fundamental prerequisite for the professional development of a clinical psychologist is a genuine desire to help others. Studying significant psychological phenomena, such as attitudes towards the success of others, provides valuable insights into the process of shaping a future specialist. Aim. The aim of this research is to identify the relationship between the motives behind the educational activities of first-year clinical psychologists and their attitudes towards the success of others. Methodology and research methods. The study focuses on activity-based and systemic approaches within Russian psychology. To diagnose the educational motivation of students, the authors utilised the methodology developed by A. A. Rean and V. A. Yakunin, as modified by N. Ts. Badmaeva, along with T. V. Beskova’s methodology titled “Types of Attitude towards the Success and Failure of Others”. The obtained results were processed using the SPSS program (Kolmogorov-Smirnov distribution agreement criterion, multiple regression, and factor and correlation analysis). Results. It has been demonstrated that various motives for educational activities are interconnected with a relatively new psychological phenomenon known as “attitude towards the success of others”. Research indicates that students’ joy for their peers is positively associated with communicative motives for educational activities, while the desire to achieve similar success as their peers correlates with professional motives for educational engagement. Conversely, envy among students is negatively related to communicative motives and positively related to professional and avoidance motives. Among clinical psychology students, the attitude of schadenfreude towards the success of their peers is positively correlated with avoidance motives in educational activities. In contrast, providing assistance and support for the success of others is negatively associated with avoidance motives. Based on the results of factor analysis, the sample is divided into two groups: one group values creative self-realisation, while the other prioritises maintaining a comfortable social position. Scientific novelty. The scientific novelty of this study lies in examining the phenomenon of the success of others among students training to become clinical psychologists, particularly in relation to their educational motivation. Practical significance. The research findings can be employed in the training process of future clinical psychologists.
Введение. Необходимым условием профессионального становления клинического психолога в контексте будущей профессии является желание помогать другим людям. Изучение такого важного психологического феномена, как отношение к успеху другого, позволяет понять процесс формирования будущего специалиста. Цель исследования – выявление взаимосвязи между мотивацией к учебной деятельности у студентов-первокурсников, стремящихся к карьере клинических психологов, и их отношением к успеху других. Методология, методы и методики. В основу исследования положены деятельностный и системный подходы отечественной психологии. Для диагностики учебной мотивации студентов использовались соответствующая методика А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и методика Т. В. Бесковой «Типы отношения к успеху и неудаче другого». Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы SPSS (критерий согласия распределения Колмогорова – Смирнова, множественный регрессионный, факторный и корреляционный анализ). Результаты. Показано, что различные мотивы учебной деятельности взаимосвязаны с психологическим феноменом «Отношение к успеху другого». Подтверждено, что высокий уровень показателя «Радость за сверстников» у студентов положительно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности, а показатель «Желание достичь того же» – с профессиональными мотивами учебной деятельности. Показатель «Зависть» как совокупность негативных эмоций по отношению к успехам других отрицательно связан с коммуникативными мотивами учебной деятельности и положительно – с профессиональными мотивами и мотивами избегания. Отношение к успеху однокурсников, которое характеризуется показателем «Злорадство», во многом положительно связано с мотивами избегания в учебной деятельности, а показатель «Содействие и помощь» – отрицательно. Факторный анализ показал, что выборка делится условно на две группы. Для 1-й группы важна творческая самореализация, а для 2-й группы важнее наличие комфортного социального положения. Научная новизна заключается в изучении феномена «отношение к успеху другого» у студентов во взаимосвязи с учебной мотивацией. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов – будущих клинических психологов.
Ключевые слова: MOTIVES FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES
ATTITUDES TOWARDS THE SUCCESS OF OTHERS
STUDENT ATTITUDES
CLINICAL PSYCHOLOGISTS
МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТИПЫ «ОТНОШЕНИЯ К УСПЕХУ ДРУГОГО»
СТУДЕНТЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2025-3-141-168
Источники: Образование и наука. 2025. № 3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2025_03_007.pdf724,63 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons