Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46768
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorAstashova, N. A.en
dc.contributor.authorАсташова, Н. А.ru
dc.date.accessioned2025-05-20T08:53:43Z-
dc.date.available2025-05-20T08:53:43Z-
dc.date.issued2025-04-
dc.identifier.citationАсташова, Н. А. Диалогическое обучение: перспективный вариант организации образования / Н. А. Асташова // Образование и наука. — 2025. — № 4. — С. 9-41. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-4-9-41.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/4227en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46768-
dc.description.abstractIntroduction. The modern educational paradigm emphasizes the implementation of high-quality education through productive dialogic learning, which centres on dialogue and involves all participants in the educational process. However, the potential of dialogue has not yet been fully realised in schools, as it is infrequently utilised in practice. Therefore, it is essential to establish a new framework for collaborative activities between teachers and students that fosters cognitive engagement and promotes student independence. Aim. The aim of this study is to identify the resources of dialogic learning in relation to addressing students’ personalities and the interactions among participants engaged in cognitive activities during information exchange, as well as the active appropriation of methods for intellectual and practical work. Methodology and research methods. The methodological foundations of dialogic learning, including personality-oriented, axiological, problem-based, and activity-based approaches, were explored in this study. It was found that all identified approaches are personality-oriented, emphasising the importance of considering the individual characteristics of participants during the organisation of dialogue interactions and the assessment of student development dynamics. Throughout the research, methods of analysis, synthesis, and generalisation of the theory and practice of dialogic learning organisation were employed. Results. The article explores the multidimensional nature of dialogue within the educational process, highlighting the significance of individual identity, subjectivity, and personal expression in dialogic interactions. It specifically identifies the potential of dialogue as a transformative human activity in the context of cultural engagement. Dialogic learning serves several essential functions in contemporary education, promoting the holistic development of individuals and fostering their creative self-expression. These functions include educational, developmental, and nurturing aspects, as well as the role of dialogic interaction. Scientific novelty. Dialogic learning is regarded as a system centred on the concept of dialogue, which enables individuals to transform themselves through a complex web of interpersonal relationships. Practical significance. The research materials can be utilised in both secondary and higher education settings. The proposed tools for dialogic learning can be implemented in educational activities, considering the characteristics of the participants in dialogic learning, the nature of dialogic relationships, and the potential for communicative interaction.en
dc.description.abstractВведение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы. Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения. Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2025. № 4ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectMODERN EDUCATIONen
dc.subjectDIALOGUEen
dc.subjectDIALOGIC LEARNINGen
dc.subjectPARTICIPANTS IN DIALOGIC INTERACTIONen
dc.subjectTOOLS FOR DIALOGIC LEARNINGen
dc.subjectCREATION OF NEW KNOWLEDGEen
dc.subjectСОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕru
dc.subjectДИАЛОГru
dc.subjectДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕru
dc.subjectСУБЪЕКТЫ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯru
dc.subjectИНСТРУМЕНТЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯru
dc.subjectСОЗДАНИЕ НОВОГОru
dc.titleДиалогическое обучение: перспективный вариант организации образованияru
dc.title.alternativeDialogic learning: a promising approach to educational organisationen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage9-
local.description.lastpage41-
local.issue4
local.volume27
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2025-4-9-41-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2025_04_002.pdf580,89 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons