Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46773
Название: | Профессиональное развитие педагогов: психологический портрет |
Другие названия: | Professional development of teachers: a psychological profile |
Автор: | Zeer, E. F. Konovalov, A. A. Зеер, Э. Ф. Коновалов, А. А. |
Дата публикации: | 2025-04 |
Издатель: | Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Библиографическое описание: | Зеер, Э. Ф. Профессиональное развитие педагогов: психологический портрет / Э. Ф. Зеер, А. А. Коновалов // Образование и наука. — 2025. — № 4. — С. 149-174. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-4-149-174. |
Аннотация: | Introduction. The issue of inconsistency between the quality of specialists trained by the vocational education system and the demands of the labour market, as well as the broader needs of the economy, becomes more pronounced each year. In this context, vocational education teachers play a crucial role in ensuring the quality of vocational training in contemporary circumstances. The qualifications of teachers and industrial training instructors are directly linked to educational outcomes, while the effectiveness of a teacher’s work is closely associated with their personal attributes. Aim. The aim of this article is to identify the key psychological characteristics of vocational education teachers that are essential for their professional and pedagogical activities. Methodology and research methods. The study was conducted by considering the primary tenets of personality-oriented approaches (E. N. Volkova, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) and practical-oriented approaches (V. I. Blinov, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou). The research involved 213 vocational education teachers from the Sverdlovsk and Tambov regions of the Russian Federation. To assess the individual psychological and personal characteristics of these teachers, the authors utilised an individual typological questionnaire developed by L. N. Sobchik and a brief orientation test created by V. N. Buzina and E. F. Vanderlik. For the analysis of the results obtained, the authors employed various statistical methods, including descriptive statistics, non-parametric correlation analysis using the Spearman correlation coefficient (r-Spearman), and cluster analysis. Results. The analysed characteristics were categorised into three distinct clusters: internal susceptibility and reflexivity; protective factors; and activity-based traits. Sensitivity, rigidity, and spontaneity are identified as the dominant qualities of vocational education teachers. Two negative tendencies in the personality profile of a vocational education teacher – anxiety and rigidity – are noted, along with one positive trait: lability. Scientific novelty. The results obtained during testing, which highlight the personal qualities of vocational education teachers that promote or hinder the effective implementation of professional pedagogical work, can serve as a foundation for developing programmes aimed at providing psychological and pedagogical support, as well as personal development opportunities for vocational education teachers. Practical significance. The practical significance of this study lies in the application of the developed methods for assessing the severity of personal qualities in vocational education teachers. This assessment aims to facilitate timely responses through the organisation of targeted corrective and improvement measures. Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами. Цель статьи – выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ – непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ. Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность). Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий. |
Ключевые слова: | PERSONAL QUALITIES VOCATIONAL EDUCATION TEACHER PSYCHOLOGICAL PROFILE SENSITIVITY ANXIETY RIGIDITY LABILITY MENTAL POTENTIAL ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЕНЗИТИВНОСТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ РИГИДНОСТЬ ЛАБИЛЬНОСТЬ УМСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ |
ISSN: | 2310-5828 1994-5639 |
DOI: | 10.17853/1994-5639-2025-4-149-174 |
Сведения о поддержке: | Авторы благодарны за помощь в сборе данных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области и Министерству образования и науки Тамбовской области. Также авторы благодарят рецензентов и редакцию журнала «Образование и наука» за внимательное прочтение, экспертную оценку работы и ценные рекомендации. The authors express their gratitude for the assistance in data collection provided by the Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk Region and the Ministry of Education and Science of the Tambov Region. Additionally, the authors would like to thank the reviewers and the editorial staff of the Education and Science Journal for their thorough reading, expert evaluation of the manuscript, and valuable recommendations. |
Источники: | Образование и наука. 2025. № 4 |
Располагается в коллекциях: | Образование и наука |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
edscience_2025_04_007.pdf | 610,57 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons