Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46778
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorSolodikhina, M. V.en
dc.contributor.authorOdintsova, N. I.en
dc.contributor.authorСолодихина, М. В.ru
dc.contributor.authorОдинцова, Н. И.ru
dc.date.accessioned2025-05-20T08:53:49Z-
dc.date.available2025-05-20T08:53:49Z-
dc.date.issued2025-05-
dc.identifier.citationСолодихина, М. В. Сравнение навыков критического мышления студентов гуманитарных и естественно-математических направлений подготовки / М. В. Солодихина, Н. И. Одинцова // Образование и наука. — 2025. — № 5. — С. 40-67. — DOI: 10.17853/1994-5639-2025-5-40-67.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/4318en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46778-
dc.description.abstractIntroduction. The study of the humanities is often regarded as a primary avenue for developing critical thinking skills, including analysis, synthesis, and interpretation of information. However, modern employers expect university graduates to possess not only these skills but also abilities in argumentation, innovation, decision-making, and problem-solving. This raises the question of whether contemporary methods and resources in humanities education are sufficient to cultivate a comprehensive set of competitive critical thinking skills among students. Aim. The present research aims to examine the differences in critical thinking skills between students in the humanities and those in the natural and mathematical sciences. Methodology and research methods. To compare the perceptions of the concept of “critical thinking” among students from different fields of study, a survey and a mini-essay were employed. A specially developed critical thinking test was utilised to assess the development of specific critical thinking skills. The study involved 1,543 students from two universities. Results. A three-level taxonomy of critical thinking skills is presented. It is demonstrated that both teachers and students in the humanities primarily associate critical thinking with skills related to information processing and argumentation – skills that correspond to the first and second levels of the taxonomy. Humanities students have developed these skills to a higher degree than their counterparts in the natural sciences. In contrast, students in natural and mathematical disciplines also engage in higher-level skills such as hypothetical thinking, judgment formulation, decision-making, and problem-solving. These top-level skills are more effectively cultivated within the context of the natural sciences, particularly through the application of scientific methods. The characteristics of skills developed in different educational contexts exhibit notable differences. Practical significance. To cultivate a comprehensive range of critical thinking skills, it is essential to integrate both humanitarian and applied mathematical disciplines. However, noncore disciplines must undergo transformation: when teaching humanities within applied-mathematical fields, the emphasis should be on developing skills related to information processing and argumentation. Conversely, when instructing applied-mathematical subjects in humanitarian contexts, the focus should shift to enhancing problem-solving skills.en
dc.description.abstractВведение. Изучение гуманитарных наук часто рассматривается как основное средство развития таких навыков критического мышления, как анализ, синтез и интерпретация информации. Однако современные работодатели желают видеть у выпускников вузов кроме этих навыков еще и навыки аргументации, выдвижения новых идей, принятия решений, решения проблем. Встал вопрос о том, достаточно ли в современном высокотехнологичном мире методов и средств гуманитарного образования для формирования конкурентоспособных навыков критического мышления. Цель. Исследование отличий в навыках критического мышления у студентов гуманитарных и естественно-математических направлений подготовки. Методология, методы и методики. Изучение восприятия понятия «критическое мышление» студентами разных направлений подготовки проводилось с помощью опроса и мини-эссе. Оценивание уровня развития навыков критического мышления осуществлялось с помощью специально разработанного теста. В исследовании участвовали 1543 студента двух университетов. Результаты. Обоснована трехуровневая таксономия актуальных навыков критического мышления. Показано, что преподаватели и студенты гуманитарной сферы связывают критическое мышление преимущественно с навыками работы в информационном пространстве и аргументации – навыками первого и второго уровней. Именно эти навыки у студентов-гуманитариев сформированы на хорошем уровне и лучше, чем у студентов-естественников. Студенты естественно-математических направлений подготовки существенно чаще относят к критическому мышлению навыки гипотетирования, формулирования суждений, принятия решений и решения проблем – навыки верхнего уровня. Эти навыки связаны с естественнонаучным методом и лучше развиваются на естественнонаучном контексте. Характеристики навыков, сформированные на различных контекстах, имеют отличия. Практическая значимость. Для развития всей палитры актуальных навыков критического мышления необходимо наличие и гуманитарных, и естественно-математических дисциплин. Однако непрофильные дисциплины должны быть трансформированы: при преподавании гуманитарных дисциплин на естественно-математических направлениях подготовки следует сосредоточиться на развитии групп навыков работы с информацией и аргументации, а при преподавании естественно-математических дисциплин на гуманитарных направлениях подготовки – на развитии группы навыков решения проблем.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2025. № 5ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectCRITICAL THINKING SKILLSen
dc.subjectHUMANITARIAN AREAS OF TRAININGen
dc.subjectSCIENTIFIC METHODen
dc.subjectINTEGRATED NATURAL SCIENCE DISCIPLINESen
dc.subjectPROBLEM-BASED LEARNINGen
dc.subjectНАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯru
dc.subjectГУМАНИТАРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИru
dc.subjectНАУЧНЫЙ МЕТОДru
dc.subjectИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫru
dc.subjectПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕru
dc.titleСравнение навыков критического мышления студентов гуманитарных и естественно-математических направлений подготовкиru
dc.title.alternativeComparison of critical thinking skills among students in humanities and applied mathematical fields of studyen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage40-
local.description.lastpage67-
local.issue5
local.volume27
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2025-5-40-67-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2025_05_004.pdf2,42 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons