Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46784
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorMiniurova, S. A.en
dc.contributor.authorVorobyeva, I. V.en
dc.contributor.authorKruzhkova, O. V.en
dc.contributor.authorМинюрова, С. А.ru
dc.contributor.authorВоробьева, И. В.ru
dc.contributor.authorКружкова, О. В.ru
dc.date.accessioned2025-05-20T08:53:56Z-
dc.date.available2025-05-20T08:53:56Z-
dc.date.issued2024-12-
dc.identifier.citationМинюрова, С. А. Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска / С. А. Минюрова, И. В. Воробьева, О. В. Кружкова // Образование и наука. — 2024. — № 10. — С. 106-130. — DOI: 10.17853/1994-5639-2024-10-106-130.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttps://www.edscience.ru/jour/article/view/4064en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/46784-
dc.description.abstractIntroduction. The definition of psychological predictors of teacher emotional burnout can enhance scientific understanding of the specific factors contributing to its occurrence in contemporary pedagogical contexts. Additionally, it can identify the individual psychological characteristics of educators that are most susceptible to burnout, thereby facilitating targeted interventions that will aid in the development of effective preventive measures. Aim. The present research aimed to identify and describe the psychological risk factors associated with the occurrence of emotional burnout among teachers. Methodology and research methods. The study of emotional burnout and the psychological characteristics of teachers’ personalities was conducted remotely using the Yandex Forms tool in 2024. A total of 1,054 educators participated in the study. The diagnostic tools package included the following methods: the Emotional Burnout Diagnosis (V. V. Boyko), the Emotional Intelligence Inventory – EmIn (D. V. Lyusin), the Integrative Anxiety Test (A. P. Bizyuk, L. I. Wasserman, B. V. Iovlev), the Motivation of Professional Activity Diagnosis (K. Zamfir, modified by A. Rean), and a methodology for assessing overall job satisfaction. The mathematical and statistical analysis of the results was conducted using descriptive statistics and linear regression analysis, which involved both forced inclusion and sequential exclusion of independent variables. Results. The research findings indicate that the issue of emotional burnout syndrome is indeed a pressing concern for the pedagogical community. Specifically, 16.3% of respondents exhibit a phase of tension, 40% demonstrate a pronounced phase of resistance, and 19.8% of teachers have been diagnosed with a developed phase of exhaustion. Based on regression analysis, a model of psychological risk factors contributing to teachers’ emotional burnout has been constructed. Scientific novelty. The scientific novelty lies in the examination of emotional burnout not only in terms of its prevalence among educators in various educational institutions but also in identifying potential predictors that may serve as risk factors for the development of this professional deformation among teaching staff. Practical significance arises from the potential to utilise the obtained results in developing targeted measures to prevent emotional burnout among teachers.en
dc.description.abstractВведение. Определение психологических предикторов эмоционального выгорания педагогов может расширить научные представления о специфике его возникновения в современных условиях педагогической деятельности, а также очертить наиболее восприимчивые для развития коррекции индивидуально-психологические особенности личности специалиста, что будет способствовать разработке эффективных профилактических мероприятий. Целью исследования стал поиск и описание психологических факторов риска возникновения эмоционального выгорания педагогов. Методология, методы и методики исследования. Исследование эмоционального выгорания и психологических особенностей личности педагогов было проведено в дистанционном формате с использованием инструмента Яндекс-форм в 2024 году. В исследовании приняли участие 1 054 педагога. В пакет диагностического инструментария были включены следующие методики: диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко), опросник эмоционального интеллекта – ЭмИн (Д. В. Люсин), интегративный тест тревожности (А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев), методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. Реана), методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом. Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с применением методов дескриптивной статистики и линейного регрессионного анализа с принудительным включением и последовательным исключением независимых переменных. Результаты исследования позволили констатировать, что проблема распространения синдрома эмоционального выгорания действительно актуальна для педагогического сообщества. Так, сформированная фаза напряжения характерна для 16,3 % опрошенных, у 40 % респондентов ярко выражена фаза резистенции, у 19,8 % педагогов диагностирована сложившаяся фаза истощения. На основании регрессионного анализа была сконструирована модель психологических факторов риска эмоционального выгорания педагогов. Научная новизна заключается в том, что феномен эмоционального выгорания рассмотрен не только в контексте констатации уровня его выраженности у педагогов образовательных организаций разного уровня, но и с точки зрения его возможных предикторов, рассматриваемых как потенциальные факторы риска возникновения данной профессиональной деформации педагогических работников. Практическая значимость обусловлена возможностями использования полученных результатов для разработки адресных мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов.ru
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Научно-методическое обеспечение комплексной модели профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях образовательной среды» в 2024 году.ru
dc.description.sponsorshipThe study was carried out within the framework of the Ministry of Education of the Russian Federation state task “Scientific and Methodological Support of the Complex Model of Teachers’ Emotional Burnout Prevention in the Conditions of the Educational Environment” in 2024.en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2024. № 10ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.rightsАвторы, публикующие статьи в данном журнале, соглашаются на следующее: Авторы сохраняют за собой авторские права и предоставляют журналу право первой публикации работы, которая по истечении 6 месяцев после публикации автоматически лицензируется на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале. Авторы имеют право размещать их работу в сети Интернет (например в институтском хранилище или персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу (См. The Effect of Open Access).ru
dc.rights.urihttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectEMOTIONAL BURNOUTen
dc.subjectTEACHERen
dc.subjectTEACHER EMOTIONAL BURNOUTen
dc.subjectPSYCHOLOGICAL RISK FACTORSen
dc.subjectEDUCATIONen
dc.subjectЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕru
dc.subjectПЕДАГОГru
dc.subjectЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГАru
dc.subjectПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКАru
dc.subjectОБРАЗОВАНИЕru
dc.titleЭмоциональное выгорание педагога: психологические факторы рискаru
dc.title.alternativeTeacher burnout: psychological risk factorsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage106-
local.description.lastpage130-
local.issue10
local.volume26
local.identifier.doi10.17853/1994-5639-2024-10-106-130-
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2024_10_005.pdf524,85 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons