Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10224
Title: Методология формирования современного синергетического мировоззрения студентов на основе трансдисциплинарного подхода
Other Titles: The methodology of students’ synergetic world outlook development based on the trans-disciplinary approach
Authors: Solodova, Y. A.
Солодова, Е. А.
Issue Date: 2014-02
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Солодова, Е. А. Методология формирования современного синергетического мировоззрения студентов на основе трансдисциплинарного подхода / Е. А. Солодова // Образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 3-17.
Abstract: The paper discusses the present stage of the world educational system development influenced by the fast increasing flow of information and knowledge. The situation requires the adequate pedagogical technologies for compressing the learning information; one of them is the transdisciplinary technology based on the synergetic methodology identifying the order parameters and general conformities of organizing the academic content. The trans-disciplinary technologies incorporate the general laws of evolution, Bohr’s principle of complementarity, fundamental concepts of nonlinearity, fractality, actual and potential infinity, etc. As an illustration to the trans-disciplinary approach, the author analyzes the fundamental methodology principles of Aristotle and Newton’s mechanics. The author points out the equal importance of understanding the asymptotic adequacy principle by students of the natural sciences and humanities profiles; implementation of the trans-disciplinary approach being regarded as a way for the fundamental knowledge acquisition and the world outlook development. The research findings are addressed to the higher school academic staff for theoretical and practical applications
В статье анализируется современный этап развития мировой системы образования, характеризующийся гигантскими темпами роста информации и нового знания. В этих условиях возникает проблема поиска педагогических технологий, способных осуществлять «сжатие» необходимого для усвоения учебного материала. Одной из наиболее приемлемых для таких целей является трансдисциплинарная технология, основанная на синергетической методологии выявления параметров порядка организации современного знания, на обнаружении общих закономерностей организации любого знания. К трансдисциплинарным знаниям относятся знания методологического свойства: общие законы эволюции, принцип дополнительности Н. Бора, фундаментальные понятия нелинейности, фрактальности, актуальной и потенциальной бесконечности. В качестве иллюстрации трансдисциплинарного подхода автор публикации анализирует действие фундаментального методологического принципа асимптотического соответствия относительно механики Аристотеля и механики Ньютона. Подчеркивается, что понимание принципа асимптотического соответствия (преемственности) важно как для студентов естественнонаучных специальностей, так и для студентов-гуманитариев. Знания подобного мировоззренческого толка и есть базис, фундамент просвещенного человека, а путь к постижению этих знаний лежит через реализацию трансдисциплинарного подхода в педагогике. Статья адресована педагогам-теоретикам, занимающимся исследованиями особенностей постнеклассической педагогики, а также практикующим педагогам высшей школы 
Keywords: SYNERGETICS
POST-NON-CLASSICAL SCIENCE
ORDER PARAMETER
TRANS-DISCIPLINARY PRINCIPLE
СИНЕРГЕТИКА
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
ПАРАМЕТР ПОРЯДКА
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2014. №2
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_2014_2_111_02.pdf313,73 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.