Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12994
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorGapontsev, V. L.en
dc.contributor.authorGapontseva, M. G.en
dc.contributor.authorГапонцев, В. Л.ru
dc.contributor.authorГапонцева, М. Г.ru
dc.date.accessioned2016-08-28T18:40:08Z-
dc.date.available2016-08-28T18:40:08Z-
dc.date.issued2015-
dc.identifier.citationГапонцев, В. Л. Естественнонаучное образование: соотношение научного и религиозного знания в свете принципа симметрии часть i. содержание принципа симметрии / В. Л. Гапонцев, М. Г. Гапонцева // Образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 4-21.ru
dc.identifier.issn2310-5828-
dc.identifier.issn1994-5639-
dc.identifier.otherhttp://www.edscience.ru/index.php/jour/article/view/395/381en
dc.identifier.urihttps://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12994-
dc.description.abstractThe aim of the investigation is to disclose the content of a symmetry principle; to show system hierarchy of its forms, developed in the course of evolution of scientific knowledge, a society and development of individual consciousness of the person. Methods. Based on the analysis of existing scientific sources, comparison, synthesis and generalisation of its content, the role of symmetry was found out in the course of historical formation of scientific disciplines, arrangement of an empirical set of the facts and its subsequent registration in the form of strict deductive systems. Results. It is proved that the concept «a symmetry principle» (V. I. Vernadsky was the first to coin this concept into the circulation) objectifies now the highest level of scientific knowledge. Following E. Vigner’s works, it is said that set of forms of symmetry determines structure of scientific knowledge. On the one hand, these forms have got a deep empirical basis and a close connection with figurative perception of the validity; on the other – they have strict mathematical definitions and generate particular principles of symmetry of Mathematics and Physics based on axiomatic constructions of exact disciplines. Stages of formation and development of a number of scientific disciplines such as Mathematics, Physics, Chemistry and Biology are compared; the peculiarities and common features of its evolution are designated. Invariants and corresponding symmetries in formation of individual consciousness of the person are allocated. Scientific novelty. Developing V. I. Vernadsky’s idea, as he used only the short characteristic of a general scientific principle of symmetry, the authors of the present study consider symmetry forms in various branches of knowledge as particular displays of the given principle. Based on the principle of symmetry as a set of symmetry forms, this principle allows the authors to take a fresh look at the decision of methodological problems of a science, in particular problems of a correlation of scientific and religious knowledge, and as a whole – forming of hierarchy of scientific disciplines that will include not only all existing scientific directions from strict deductive to empirical, but even those directions that are not recognised as scientific disciplines. Such possibilities are given by reason of the double logic status of concept «symmetry» – as the general inductive and as primary deductive phenomenon. Practical significance. Research outcomes can be useful and form a basis for optimisation of structure of the educational content – designing of a new throughline of the training providing formation of a complete picture of scientific knowledge. The necessity of such throughline is connected with education crisis in the conditions of continuously growing scope of information and as a result redundancy of curriculums. The disciplines of the general natural-science courses, such as «Natural-science World View» and «Concept of Modern Natural Sciences» can be independent elements of similar training under the condition of selection of its content according to a fundamental principle of symmetry en
dc.description.abstractЦели работы – раскрыть содержание принципа симметрии, показать иерархию системы ее форм, сложившуюся в процессе эволюции научного знания, общества и развития индивидуального сознания личности. Методы и методики. При помощи анализа существующих научных источников, сопоставления, синтеза и обобщения их содержания выяснялась роль симметрии в процессе исторического формирования научных дисциплин, упорядочения эмпирического набора фактов и последующего их оформления в виде строгих дедуктивных систем.Результаты исследования. Доказывается, что понятие «принцип симметрии», который впервые ввел в обращение В. И. Вернадский, в настоящее время олицетворяет наиболее глубинный уровень научного знания. Совокупность форм симметрии, как это следует из работ Е. Вигнера, детерминирует структуру научного знания. С одной стороны, у этих форм глубокая эмпирическая основа и тесная связь с образным восприятием действительности; с другой – они имеют строгие математические определения и порождают частные принципы симметрии математики и физики, служащие базой аксиоматических построений точных дисциплин. Сопоставлены этапы становления и совершенствования ряда научных дисциплин: математики, физики, химии и биологии; обозначены общие черты их эволюции и особенности. Выделены инварианты и соответствующие им симметрии в формировании индивидуального сознания личности. Научная новизна. Развивая идею В. И. Вернадского, ограничившегося краткой характеристикой общенаучного принципа симметрии, авторы рассматривают формы симметрии в различных отраслях знания как частные проявления данного принципа. Опора на принцип симметрии, понимаемый как совокупность ее (симметрии) форм, позволяет по-новому подойти к решению методологических проблем науки, в частности проблемы соотношения научного и религиозного знания и в целом – выстраивания иерархии научных дисциплин, которой будут охвачены не только все существующие научные направления от строгих дедуктивных до эмпирических, но даже те, которые пока еще не признаны в качестве научных дисциплин. Такие возможности предоставляются благодаря двойному логическому статусу понятия «симметрия» – как общего индуктивного и как первичного дедуктивного феномена. Практическое значение. Материалы исследования могут служить основой для оптимизации структуры содержания образования – создания новой сквозной линии обучения, обеспечивающей формирование целостной картины научного знания. Необходимость такой сквозной линии связана с кризисом образования вусловиях непрерывно растущего объема информации и возникающего из-за этого переполнения учебных программ. Автономными элементами подобного обучения могут быть циклы общих естественнонаучных курсов, таких как «Естественнонаучная картина мира» и «Концепции современного естествознания» при условии отбора их содержания в соответствии с фундаментальным принципом симметрии ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherРоссийский государственный профессионально-педагогический университетru
dc.relation.ispartofОбразование и наука. 2015. №4ru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.sourceОбразование и наукаru
dc.subjectSYMMETRY PRINCIPLEen
dc.subjectSTRUCTURE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGEen
dc.subjectSTRUCTURE OF THE CONTENT OF NATURAL-SCIENCE EDUCATIONen
dc.subjectNATURAL-SCIENCE WORLD VIEWen
dc.subjectRELIGIOUS KNOWLEDGEen
dc.subjectПРИНЦИП СИММЕТРИИru
dc.subjectСТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯru
dc.subjectСТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯru
dc.subjectЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРАru
dc.subjectРЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАНИЕru
dc.titleЕстественнонаучное образование: соотношение научного и религиозного знания в свете принципа симметрии. Часть I. Cодержание принципа симметрииru
dc.title.alternativeNatural-science education: scientific and religious knowledge correlation in the view of a symmetry principle. Part I. The content of a symmetry principleen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dcterms.audienceOtheren
dcterms.audienceParents and Familiesen
dcterms.audienceResearchersen
dcterms.audienceSchool Support Staffen
dcterms.audienceStudentsen
dcterms.audienceTeachersen
local.description.firstpage4-
local.description.lastpage21-
local.issue4 (123)-
local.volume17-
local.identifier.temp10.17853/1994-5639-2015-4en
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_4_123_002.pdf340,72 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.