Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/14633
Название: Компонированные педагогические коллективы-кластеры как условие совершенствования учебно-методической работы кафедры
Другие названия: Composite pedagogical staff-clusters as a condition of department educational and methodical work development
Автор: Fedorov, V. A.
Stepanov, A. V.
Stepanova, T. M.
Федоров, В. А.
Степанов, А. В.
Степанова, Т. М.
Дата публикации: 2015-11
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Федоров, В. А. Компонированные педагогические коллективы-кластеры как условие совершенствования учебно-методической работы кафедры / В. А. Федоров, А. В. Степанов, Т. М. Степанова // Образование и наука. — 2015. — № 9. — С. 36-50.
Аннотация: The aim of the investigation is to justify urgency and efficiency of teachers’ collective work of the chair on formation of integrated special professional competences of trainees. Methods. Teamwork is considered as a leading method of aim realisation; it is suggested to carry this method in practice on the basis of a situational technique of intra-chair structure formation – composite staff-clusters, whose activity is based on synergetic interaction of educational process participants. Results. Described innovations will give the chance to carry out necessary integration of educational processes content; will promote natural interaction of teachers on the basis of the generated complete integrated subsystem – composite staff-clusters. The innovation vector can be connected with more dimensional field of integration, i.e. generating not only special professional competences, but also general professional and common cultural ones.Scientific novelty. Activity of pedagogical composite staff-clusters is offered to consider in the complete block of scientific-theoretical and practice-pedagogical aspects: scientifically-organizational, academic, practice-organizational, educational, etc. Scientific novelty of article is connected with expansion of some content positions which are based on scientific-theoretical conclusions of researches pedagogic-collective (by V. A. Suhomlinsky, etc.) and organizational-psychological (by K. Rogers, etc.) processes, and also ideas of synergetics extrapolated into organizational-pedagogical processes. It is shown that efficiency of educational process can be reached under a condition of organizational and methodical work interrelatedness; synthesis of administrative and performing activity on the basis of the whole educational process interaction. Necessity of composite pedagogical creativity is proved by synergetic processes and motivation-emotional characteristics. Practical significance. Authors give specific proposals concerning actual problems solution in higher school: problem overcoming of “disciplinary step-type behaviour” of chair work, a stereotype of “formal interdisciplinary interaction” by re-structuring of chairs on a scientific basis of staff creativity. The authors suggest that creation of similar new (innovative) pedagogical working conditions of high school chairs is necessary in the nearest future. Such organisation will give the chance to carry out real communication of a science with practice and as a whole will raise quality and productivity of educational processes in higher educational institutions
Цель статьи – обоснование актуальности и эффективности коллективной работы преподавателей кафедры по формированию интегрированных специальных профессиональных компетенций субъектов обучения. Методы и методики. Ведущим методом реализации поставленной цели авторы считают метод работы в команде, который предлагают осуществлять на базе ситуативной методики формирования внутрикафедральной структуры – компонированного коллектива-кластера, чья деятельность основывается на синергическом взаимодействии участников образовательного процесса. Результаты описанного в публикации нововведения сделают реальной интеграцию содержания образовательных процессов, будут способствовать органичному взаимодействию преподавателей дисциплин на основе работы целостной интегрированной подсистемы – компонированного коллектива-кластера, нацеленной на формирование специальных профессиональных компетенций. Вектор нововведения можно связать и с более объемным полем интеграции – эффективным освоением учащимися общепрофессиональных и общекультурных компетенций. Научная новизна. Деятельность педагогического компонированного коллектива-кластера предлагается рассматривать в целостном блоке научно-теоретических и практико-педагогических аспектов: научно-организационном, учебно-методическом, практико-организационном, воспитательном и др. Научная новизна статьи связана с расширением содержания ряда положений, основывающихся на научно-теоретических выводах исследований педагогическо-коллективных (В. А. Сухомлинский и др.) и организационно-психологических (К. Роджерс и др.) процессов, а также положений синергетики, экстраполированных в организационно-педагогические процессы. Показано, что эффективность образовательного процесса может быть достигнута при условии взаимосоотнесенности организационной и методической работы; синтеза управленческой и исполнительской деятельности на основе органики целого образовательного процесса. Необходимость коллективного педагогического творчества обоснована синергетическими процессами и мотивационно-эмоциональными характеристиками. Практическая значимость статьи состоит в конкретных предложениях, касающихся решения актуальных задач высшей школы: преодоления проблемы «дисциплинарной дискретности» работы кафедр, стереотипа «формального междисциплинарного взаимодействия» путем реструктурирования кафедр на научной основе коллективного творчества. Создание подобных новых (инновационных) педагогических условий работы вузовских кафедр, по мнению авторов, необходимо в самое ближайшее время. Такая организация даст возможность осуществлять реальную связь науки с практикой и в целом повысит качество и результативность образовательных процессов в высших учебных заведениях
Ключевые слова: PRINCIPLE OF COMPOSSIBILITY
CLUSTER
SYNERGETICS
INTERDISCIPLINARY INTEGRATION
CHAIR SUBSTRUCTURE
COMPETENCES
COMPOSITE INTERACTION
SCIENTIFICALLY-ORGANIZATIONAL APPROACH
ПРИНЦИП КОМПОНИРОВАННОСТИ
КЛАСТЕР
СИНЕРГЕТИКА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ПОДСТРУКТУРА КАФЕДРЫ
КОМПЕТЕНЦИИ
КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-9-36-50
Сведения о поддержке: Минобрнауки России
Источники: Образование и наука. 2015. №9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2015_9_128_004.pdf325,25 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.