Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29428
Название: Исследование эмоционального состояния студентов на основе метода биологической обратной связи
Другие названия: BIOFEEDBACK AS A METHOD FOR STUDENTS’ MENTAL STATE ASSESSMENT
Автор: Ababkova, M. Y.
Leontieva, V. L.
Абабкова, М. Ю.
Леонтьева, В. Л.
Дата публикации: 2017-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Абабкова, М. Ю. Исследование эмоционального состояния студентов на основе метода биологической обратной связи / М. Ю. Абабкова, В. Л. Леонтьева // Образование и наука. — 2017. — № 7. — С. 60-76.
Аннотация: Introduction. Neurotechnologies based on the principles of a nervous system functioning are being introduced into modern educational process more and more actively. Neurotechnology-based devices give the chance to develop new educational products; to enlarge the content of education by means of transition from text, graphic and sound content filling of educational process to use of tactile, motor, emotional, and other content. One of the most perspective neurotechnologies for the field of education is the method of biofeedback (BF) which enables to define students’ mental state, change various physiological processes proceeding from the obtained data, correct educational process, and improve its quality and effectiveness. The aim of the present publication is to identify the opportunities of the biofeedback method application for educational purposes. Methodology and research methods. A pilot study on the basis of biofeedback technique was conducted in order to study the influence of active learning methods on students’ mental state mastering in specialty “Advertising and Public Relations”. H. Eysenck’s PEN Model was used to form focus-groups (control and experimental); psychophysiological technique CMS (Current Mental State) was applied for results processing. Also, such methods as comparative analysis, induction and generalization were used.Results. A true picture of psychological attributes of students’ mental condition has been received for efficient studying of the current psychological state on psychophysiological functions, and training active methods impact on a condition of mentality of students according to the results of cardiorhythmogram. The main results of a pilot research were quantitative data (as percentage points) of the current mental and psychological conditions of examinees. The obtained results have reflected the degree of attributes manifestation such as general adaptive resource, degree of mobility (lability) of mental processes, neuroticism, efficiency mentality, etc. (only 19 parameters). The degree of similarity or distinction of students’ mental state according to the available samples (standards) has been defined. It should, however, be noted that the adaptability of experimental group turned out to be higher; on the contrary, the indicators of affectivity, neuroticism, irritability, epileptoidness, and rigidity are likely to be lower. Scientific novelty. It is proved that application of active methods of training unlike traditional ones is more effective in terms of impact on health, adaptability and efficiency of mentality of students. Thanks to a positive emotional background, students easier solve creative and cogitative tasks, and acquire a difficult training material better. Practical significance. The materials of the pilot study can be useful for diagnostics of students’ emotional state during their coursework; elaboration of the educational process organization; studying the issues of students’ motivation while studying. 
Введение. В современный образовательный процесс все активнее внедряются нейротехнологии, созданные с учетом принципов функционирования нервной системы. Использование устройств на основе нейротехнологий дает возможность создавать новые образовательные продукты, расширять содержание образования посредством перехода от текстового, графического и звукового наполнения содержания образовательного процесса к использованию тактильного, моторного, эмоционального и иного контента. Одной из наиболее перспективных для области образования нейротехнологий является метод биологической обратной связи (БОС), который позволяет определить состояние обучающихся и изменения тех или иных их физиологических процессов и, исходя из полученных данных, скорректировать образовательный процесс, улучшить его качество и результативность. Цель описанной в статье экспериментальной работы – выявление перспективных возможностей применения метода биологической обратной связи в исследованиях в сфере образования. Методология и методики. Авторами статьи было проведено пилотное исследование с использованием метода БОС для изучения влияния технологий активного обучения на психофизиологическое состояние студентов специальности «Реклама в связи с общественностью». Для формирования фокус-групп студентов (контрольной и экспериментальной) использовались методика PEN; для обработки результатов – психофизиологическая методика CMS. В ходе работы применялись метод сравнительного анализа, индукция и обобщение. Результаты. Для оперативного изучения текущего психологического состояния по психофизиологическим признакам и эффекта от воздействия активных методов обучения на состояние психики студентов по данным кардиоритмограммы была получена объективная картина свойств психического состояния обучающихся в реальном времени. Основными результатами пилотного исследования явились количественные (в процентах) значения параметров текущего психического и психологического состояний испытуемых, отражающие степень выраженности таких свойств, как общий адаптивный ресурс, степень подвижности (лабильности) психических процессов, невротичность, продуктивность психики и др. (всего 19 параметров). Была определена степень сходства или различия состояния учащихся с имеющимися образцами (эталонами) оптимального состояния. Результаты замеров показали, что в экспериментальной группе адаптивность выше, а значения аффективности, невротичности, раздражительности, эпилептоидности, ригидности ниже эталонных. Научная новизна. На основе полученных данных установлено, что применение активных методов обучения в отличие от традиционных является более эффективным с точки зрения воздействия на самочувствие, адаптивность и продуктивность психики студентов. Благодаря позитивному эмоциональному фону обучающиеся легче решают творческие и мыслительные задачи, лучше усваивают сложный учебный материал. Практическая значимость. Материалы пилотного исследования могут оказать помощь при диагностике эмоционального состояния учащихся во время занятий; в совершенствовании организации образовательного процесса и в изучении вопросов мотивации получения студентами знаний, требующихся для предстоящей профессиональной деятельности. 
Ключевые слова: BIOFEEDBACK TECHNIQUE
NEUROEDUCATION
NEUROTECHNOLOGY
CURRENT MENTAL STATE
CARDIORHYTHMOGRAM
METHODS OF ACTIVE LEARNING
WELL-BEING
EMOTIONAL SPHERE
ADAPTABILITY
МЕТОД БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
НЕЙРООБРАЗОВАНИЕ
НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ
ТЕКУЩЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
КАРДИОРИТМОГРАММА
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
САМОЧУВСТВИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
АДАПТИВНОСТЬ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2017-7-60-76
Источники: Образование и наука. 2017. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2017_7_006.pdf422,43 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.