Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29488
Название: Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании
Другие названия: THE SPECIFICS OF PARENT-TEACHER INTERACTION IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION
Автор: Antonova, N. L.
Антонова, Н. Л.
Дата публикации: 2018-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Антонова, Н. Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании / Н. Л. Антонова // Образование и наука. — 2018. — № 2. — С. 147-161.
Аннотация: Introduction. Early school education as a beginning stage of an individual’s educational trajectory fosters an enabling environment for a child’s personal, physical, intellectual and moral development. A productive interaction between pre-school educational organizations and parents is known to play the key role in the mentioned process. Aim. Based on the empirical-sociological materials of the research, this paper is aimed to identify specific features of interaction between parents and teachers as subjects of the system of early childhood education in large industrial cities.Methodology and research methods. The empirical basis of the research was a questionnaire survey conducted among parents (n=220), whose children attended pre-school institutions in Yekaterinburg, and semi-structured interviews with early school teachers (n=30). The teachers were interviewed using the method of systematic sampling. Results and scientific novelty. A serious divergence was identified with regard to how parents and teachers understand the goal of early school education. The social demand of parents consists in preservation and strengthening of physical health of the child, and teachers consider the development of pupils’ abilities as their main task. The research revealed the main topic for discussion between parents and teachers to be organizational issues (due payments, leaving children in the morning, etc.). The conclusion is drawn that passive acceptance of the current situation prevails in teacher-parent interaction, rather than an active attitude to realization of the principles of partnership and cooperation. Parents’ tight schedules become an impediment for building of partner relationship with their children’s teachers and eventually prevent collaborative interaction between the two sides. Nevertheless, parents are shown to trust teachers and recognize the teachers’ professionalism. This circumstance is seen as a founding principle for formation, reproduction and development of partner interaction of the subjects of preschool education.Practical significance. The obtained results can be applied when planning directions to advance the quality and performance of preschool education institutions. Thus, first to be considered is the organization of complex system work on acculturation of pedagogical culture of parents as well as development of special competences of the teachers, enabling them to successfully realize the principles of constructive cooperation with parental community for the purpose of full, prosperous and harmonious education of younger generation.
Введение. Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории индивида создает предпосылки становления личности ребенка, его физического, интеллектуального, морально-нравственного развития. Ключевую роль в этом процессе играет характер взаимодействия педагогического сообщества дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников этих учреждений. Цель публикации – опираясь на материалы эмпирико-социологического исследования раскрыть особенности сотрудничества педагогов и родителей – субъектов системы дошкольного образования крупного промышленного города. Методология и методики. Эмпирической базой исследования стали анкетный опрос родителей, чьи дети посещают типичные дошкольные образовательные организации г. Екатеринбурга (n=220), и полуформализованное интервью с воспитателями этих детских садов (n=30). Выборка педагогов производилась методом основного массива. Результаты и научная новизна. Изучение специфики взаимоотношений педагогов и родителей обнаружило рассогласованность их представлений о целевых установках дошкольного образования. Социальный запрос родителей заключается в сохранении и укреплении физического здоровья ребенка, а педагоги главной своей задачей считают развитие способностей воспитанников. При этом основным предметом совместных обсуждений родителей и педагогов являются вопросы организационного порядка (своевременная оплата, утренний прием ребенка и пр.). Сделан вывод о том, что во взаимодействии педагогов и родителей превалирует пассивное принятие текущей ситуации, нежели активный настрой на реализацию принципов партнерства и сотрудничества. Главным барьером, затрудняющим становление партнерских отношений и включение семьи в совместную с педагогами деятельность по воспитанию ребенка, является высокая степень занятости родителей. Вместе с тем установлено, что родители доверяют воспитателям и признают их профессионализм. Это обстоятельство служит важной предпосылкой для становления, воспроизводства и развития партнерского взаимодействия субъектов дошкольного образования. Практическая значимость. Представленные в статье материалы предназначены для определения возможных направлений совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений. В первую очередь необходима организация комплексной системной работы по повышению педагогической культуры родителей и развитию специальных компетенций педагогов, позволяющих им на практике успешно реализовать принципы конструктивного сотрудничества с родительской общностью с целью полноценного, успешного, гармоничного воспитания подрастающего поколения. 
Ключевые слова: INTERACTION
TEACHERS
PARENTS
EARLY CHILDHOOD EDUCATION
PARTNERSHIP
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПЕДАГОГИ
РОДИТЕЛИ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПАРТНЕРСТВО
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-147-161
SCOPUS: 85062483976
WoS: 000461120300007
Источники: Образование и наука. 2018. №2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2018_2_009.pdf506,92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.