Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29536
Название: | Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов |
Другие названия: | PORTFOLIO AS AN INSTRUMENTAL MEANS OF SELF-EVALUATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS |
Автор: | Zeer, E. F. Stepanova, L. N. Зеер, Э. Ф. Степанова, Л. Н. |
Дата публикации: | 2018-07 |
Издатель: | Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Библиографическое описание: | Зеер, Э. Ф. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов / Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степанова // Образование и наука. — 2018. — № 6. — С. 139-157. |
Аннотация: | Introduction. In the context of the reformation of the higher education system, the shift of academic education towards the practical sphere of future professional activity bring onto focus the quest for new, more objective methods and means of assessing the results of educational and professional activities of students. In this connection, one of those is the portfolio which enables to evaluate not only the level of knowledge, but also the individual progress of the student.The aim of the publication is to discuss the opportunities and the role of the portfolio in the development of professional competence of university students.Methodology and research methods. At the theoretical level, the article provides a retrospection of the concept of the portfolio in domestic and foreign science. Empirical research was carried out with the use of such psychodiagnostic techniques as the method of “Motivation of Professional Activity” by K. Zamfir in modification of A. Rean; the questionnaire “Reflexivity” by A. V. Karpov; the questionnaire “Style of Behaviour Self-Regulation” by V. I. Morosanova. The obtained data were processed by means of the methods of mathematical statistics based on the Student's T-Test.Results and scientific novelty. The article analyzes the advantages of using the portfolio in terms of higher education. It is proved that the process of portfolio development involves not only the demonstration of the student’s efforts and achievements in a particular activity, but also contributes to the development of analytical abilities, by comparing the results of their own activities with the established standards. The use of the portfolio contributes to the solution of significant pedagogical tasks, such as stimulating motivation for learning, striving for a high level of achievement, the development of reflective and evaluation skills. It is highlighted that functionally the portfolio can serve as the tool of both the analysis of educational and professional achievements of students, and forecasting of their professional future. The sample of students of Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University demonstrated the relationship between the active use of portfolio technology and the positive dynamics of parameters for professional development of students, namely regulatory, motivational and reflective components. Practical significance. The results of the study can be considered as a contribution to the scientifically based ideas about the use of portfolio technology in the practice of the Russian higher education. The data obtained in the course of the study can be used by representatives of the vocational education system, tutors engaged in psychological and pedagogical support of university students. Введение. Модернизация и реформирование высшей школы, смещение акцента с академического образования на практико-ориентированную подготовку актуализируют поиск новых, более объективных средств и технологий оценивания результатов учебно-профессиональной деятельности студентов. Одна из таких эффективных и трендовых педагогических технологий – портфолио, демонстрирующее персональный уровень знаний и профессионализма его обладателя. Цель статьи заключается в обсуждении возможностей и ресурсов портфолио для развития профессиональной компетентности студентов вуза. Методология и методики. На теоретическом уровне произведена ретроспекция понятия «портфолио» в отечественной и зарубежной науке. В эмпирической части исследования применялись такие психодиагностические методики, как «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана, опросники «Рефлексивность» А. В. Карпова и «Стиль са-морегуляции поведения» В. И. Моросановой. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики, основанных на распределении Стьюдента. Результаты и научная новизна. Рассмотрены преимущества использования технологии портфолио в условиях вузовского образования. Доказывается, что процесс разработки подобного средства мониторинга профессионального роста и учебных достижений студента предполагает не только фиксацию его усилий и успехов в конкретных видах деятельности, но и активизацию аналитических способностей обучающегося через самостоятельное сопоставление им итогов собственной работы с установленными стандартами критериями. Создание портфолио позволяет решать значимые педагогические задачи: стимулировать мотивацию к обучению и развивать рефлексивно-оценочные навыки будущих специалистов. Подчеркивается, что функционально портфолио может выступать инструментом как анализа учебно-профессиональных достижений студентов, так и прогнозирования их профессионального будущего. На выборке обучающихся в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета установлено наличие взаимосвязи между активным систематическим формированием портфолио и позитивной динамикой параметров профессионального развития студентов, в особенности его регуляторного, мотивационного и рефлексивного компонентов. Практическая значимость. Результаты исследования являются вкладом авторов в научно обоснованные представления об использовании технологии портфолио в практике российской высшей школы. Полученные данные могут быть востребованы преподавателями системы профессионального образования и тьюторами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов. |
Ключевые слова: | PORTFOLIO PORTFOLIO TECHNOLOGY MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY SELF-REGULATION SELF-CONSCIOUSNESS REFLEXIVE AND EVALUATIVE COMPETENCE ПОРТФОЛИО ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИЯ РЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ |
ISSN: | 2310-5828 1994-5639 |
DOI: | 10.17853/1994-5639-2018-6-139-157 |
SCOPUS: | 85062489782 |
WoS: | 000461121100007 |
Сведения о поддержке: | Russian Foundation for Basic Research (grant № 18–013–01147) Российский фонд фундаментальных исследований (грант № 18–013–01147). |
Источники: | Образование и наука. 2018. №6 |
Располагается в коллекциях: | Образование и наука |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
edscience_2018_6_009.pdf | 465,69 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.