Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/29603
Название: Интегративная музыкальная психология
Другие названия: INTEGRATIVE MUSICAL PSYCHOLOGY
Автор: Barashkova, E. V.
Drobysheva-Razumovskaya, L. I.
Dorfman, L. Y.
Барашкова, Е. В.
Дробышева-Разумовская, Л. И.
Дорфман, Л. Я.
Дата публикации: 2019-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Барашкова, Е. В. Интегративная музыкальная психология / Е. В. Барашкова, Л. И. Дробышева-Разумовская, Л. Я. Дорфман // Образование и наука. — 2019. — № 2. — С. 96-112.
Аннотация: Introduction. In recent decades, diverse scientific directions have been actively developed at the interface between various fields of knowledge, including social sciences and humanities. Interdisciplinary research provides a high-quality “unification” of achievements of different sciences and gains fundamental value, since they allow full information on this or that studied subject or phenomenon to be received and options of optimum solutions for difficult research tasks to be obtained. However, there are two problem zones in an integrative trend of knowledge – ontological and epistemological origin.The aim of the research was to reveal the potential of interdisciplinary research and integration of diverse directions from several disciplines by the example of musical psychology. Methodology and research methods. The provisions of the system-integrative approach and the concept of “meta-individual world” (MIW) were employed. The MIW theory justifies the heterogeneous, multi-qualitative, multi-determined nature of poly-systems. Results and scientific novelty. The subject field of musical psychology is outlined and characterised. It is shown that now it is shattered into multi-directional components from the field of psychology and musicology, which links are poorly articulated. The reason is not only in heterogeneity of basic psychological and musicological concepts, but also in the discrepancy of ontological status of objects and objects of two key structural components of the sphere under discussion. Nevertheless, there is urgent necessity for their cross-disciplinary integration and elimination of epistemological dualism in the development of scientific industry. The theoretical and logical grounds for the introduction of the concepts of  “musicological” and “psychological” musical psychology are obviously provided. Differences between them are shown: if the first is turned to a piece of music, then the second – to mentality of a composer and a musician. However, they generate unequal phenomenology and lie outside to each other, although they move in the opposite direction. Therefore, the need for creation of integrative musical psychology (IMP) as psychogenetics, psychophysiology, ethnopsychology or behavioural geography is recognised. As the integrative prototype, it is proposed to use the concept of MIW, which supports the pluralistic view on IMP, i.e. IMP considers individuality (personality, mentality, consciousness) and world (external realities, social groups, culture, art) in a coherent manner. The authors proposed the idea of musical psychology transcendence – bidirectional transitions from one its subject field to another. The main point of existence of such transitions consists in the emergence of the phenomena of otherness as the form (way) of overcoming gaps between subject areas of “psychological” and “musicological” musical psychology. The present research concretises and justifies the ways of formation and development of IMP and contributes to the methodology of social sciences and humanities.Practical significance. The research materials are of practical importance for education of graduates of musical and art specialties. In the teaching and educational process, it is necessary to use the potential of two aspects of musical psychology, but not separately, in order to form and develop in students the skills of transcendental perception and analysis of pieces of music. 
Введение. В последние десятилетия в науке, в том числе в ее общественно-гуманитарной области, активно развиваются направления на стыке различных отраслей знания. Междисциплинарные исследования, благодаря которым происходит качественное соединение достижений разных наук, приобретают фундаментальное значение, поскольку они позволяют получить максимально полные сведения о том или ином изучаемом предмете либо явлении и найти варианты оптимальных решений для сложных исследовательских задач. Однако в интегративном тренде знаний обнаруживаются, по крайней мере, две проблемные зоны – онтологического и эпистемологического происхождения. Цель исследования, которому посвящена статья, – раскрыть на примере музыкальной психологии потенциал междисциплинарного исследования и интеграции разнокачественных образований из нескольких дисциплин. Методология и методики. В работе использовались положения системно-интегративного подхода к изучению человека и концепции «метаиндивидуального мира» (МИМ), базирующейся на представлениях о гетерогенной, многокачественной, многодетерминированной природе полисистем. Результаты и научная новизна. Очерчено и охарактеризовано предметное поле музыкальной психологии. Показано, что в настоящее время оно раздроблено на разнонаправленные составляющие из области психологии и музыкознания, связи между которыми слабо артикулированы. Причина заключается не только в разнородности базовых психологических и музыковедческих понятий, но и в несовпадении онтологического статуса объектов и предметов двух ключевых структурных компонентов обсуждаемой сферы. Вместе с тем явственно ощущается потребность их междисциплинарной интеграции и устранения эпистемологического дуализма в развитии научной отрасли. Впервые теоретически и логически сформулированы основания для введения понятий «музыковедческой» и «психоведческой» музыкальных психологий. Показаны различия между ними: если первая обращена к собственно музыкальному произведению, то вторая – к психике композитора и музыканта. И хотя они порождают неодинаковые феноменологии и внеположны друг другу, но движутся во встречном направлении. Поэтому акцентируется необходимость построения интегративной музыкальной психологии (ИМП) по типу психогенетики, психофизиологии, этнопсихологии или поведенческой географии. В качестве интеграционного прототипа предлагается концепция МИМ, которая допускает плюралистический взгляд на ИМП и в которой индивидуальность (личность, психика, сознание) и мир (внешние реалии, социальные группы, культура, искусство) рассматриваются в едином ключе. Выдвигается идея трансцендентности музыкальной психологии – двунаправленных переходов из одного ее предметного поля в другое. Главный смысл наличия таких переходов состоит в появлении феноменов инобытия как формы (способа) преодоления разрывов между предметными областями «психоведческой»и «музыковедческой» музыкальной психологии. Изложенное исследование конкретизирует пути становления и укрепления ИМП и вносит свою лепту в методологию гуманитарно-общественных наук в целом. Практическая значимость. Материалы публикации имеют важное прикладное значение для подготовки выпускников музыкальных и искусствоведческих специальностей. В учебно-воспитательном процессе следует использовать потенциал двух аспектов музыкальной психологии совместно, а не по отдельности, формируя и развивая у студентов умения и навыки трансцендентного восприятия и анализа музыкальных произведений.
Ключевые слова: INTERDISCIPLINARY RESEARCH
INTEGRATION
SYSTEM-INTEGRATIVE APPROACH
META-INDIVIDUAL WORLD
“PSYCHOLOGICAL” MUSICAL PSYCHOLOGY
“MUSICOLOGICAL” MUSICAL PSYCHOLOGY
INTEGRATIVE MUSICAL PSYCHOLOGY
TRANSCENDENCE
TRANSITIVITY
OTHERNESS
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР
«МУЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«ПСИХОВЕДЧЕСКАЯ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
ТРАНЗИТИВНОСТЬ
ИНОБЫТИЕ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-96-112
SCOPUS: 85063279695
WoS: 000461123000005
Источники: Образование и наука. 2019. №2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2019_2_007.pdf457,42 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.