Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3608
Title: О систематизации понятий педагогики
Other Titles: Systemizing the pedagogic concepts
Authors: Serikov, G. N.
Сериков, Г. Н.
Issue Date: 2013-04
Publisher: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Citation: Сериков, Г. Н. О систематизации понятий педагогики / Г. Н. Сериков // Образование и наука. — 2013. — № 4. — С. 19-30.
Abstract: The paper emphasizes the necessity of systemizing the pedagogic concepts to complement the pluralism principle dominating in pedagogy over the recent years. The author recommends the person oriented systematic synergetic methodology combining various research data into a holistic scientific approach. The paper regards education as the core pedagogic concept - including training, upbringing, self-education, their respective subcomponents, and generated personal resource. The elements of personal resource combine the acquired knowledge, skills and values, developed subjective attitudes and individual health data. The key pedagogic terms describing the educational process are represented by a three-level system; the first level involves the educational form concepts, the second – generated personal resource, the third – summarized notion system combining the previous levels and reflecting their binary relations. The given construct systemizes the pedagogic conceptual apparatus and clarifies the theoretical notion of personal education. 
Встатье говорится онеобходимости систематизации понятий педагогики. Автор считает, что, пришло время дополнить принцип плюрализма, который главенствовал в педагогике в период накопления научных фактов и стал причиной появления многочисленных разнообразных толкований образования как социального явления, требованием соответствия теоретических конструктов положениям и постулатам общей методологической базы. В качестве таковой предлагается человеко-ориентированная системно-синергетическая методология, которая могла бы объединить результаты разрозненных исследований в целостное, полнокровное научное направление. Поскольку в любой теории существует фундаментальный терминологический аппарат, в статье подробно рассмотрены понятия «образование человека» и«образовавшийся ресурс человека», характеризующие, с точки зрения автора, ядро педагогики. Показано, что данные понятия имеют сложную структуру. «Образование человека» включает такие компоненты, как обучение, воспитание и самообразование, которые, в свою очередь, распадаются на более частные составляющие. К элементам «образовавшегося личного ресурса» (пополненного благодаря образованию) относятся знания, умения, присвоенные в ходе образования ценности, сформировавшаяся субъектность, а также качественные показатели здоровья индивида. Ключевые термины педагогики, с помощью которых описываются явления, касающиеся процесса образования, можно представить в виде трехуровневой системы, где на первом уровне располагаются понятия, характеризующие виды образования; на втором – находится группа понятий, связанных с видами образовавшегося ресурса человека; на третьем – система обобщенных понятий, объединяющих два предыдущих уровня и отражающих их бинарные отношения. Предлагаемый конструкт упорядочения понятийного аппарата педагогики, выстроенный в соответствии с универсальными правилами систематизации объектов любой природы, вносит определенность в теоретические представления об образовании человека. 
Keywords: SYSTEM OF NOTIONS
EDUCATION
EDUCATED PERSON
GENERATED PERSONAL RESOURCE
СИСТЕМА ПОНЯТИЙ
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
ОБРАЗОВАВШИЙСЯ ЛИЧНЫЙ РЕСУРС
ISSN: 2310-5828
1994-5639
Origin: Образование и наука. 2013. №4
Appears in Collections:Образование и наука

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
edscience_213_4_103_03.pdf281,48 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.