Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36167
Название: Институциональные ловушки в научно-образовательной сфере: природа и механизм ликвидации
Другие названия: Institutional Traps in the Scientific and Educational Sphere: Nature and Mechanism of Elimination
Автор: Romanov, Е. V.
Романов, Е. В.
Дата публикации: 2020
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Романов, Е. В. Институциональные ловушки в научно-образовательной сфере: природа и механизм ликвидации / Е. В. Романов // Образование и наука. — 2020. — № 9. — С. 107-147.
Аннотация: Introduction. One of the consequences of the crisis associated with the coronavirus pandemic will be increased global competition for human capital. Russia’s ability to create barriers to “brain drain” will determine how quickly to overcome the crisis and enter the sixth technological order. Improving the efficiency of the educational system (primarily higher education) as a “basis” for training scientists, who can provide “breakthrough” scientific results, actualises the research aimed at eliminating ineffective standards, which set false benchmarks for the innovative development of higher education and science. The aim of the present research is to identify the nature of institutional traps in the scientific and educational sphere and to suggest the ways to eliminate them. Methodology and research methods. The current research was carried out on the basis of a systematic approach. The following general scientific methods were employed: analytical review of scientific literature and the content of normative documents, generalisation, comparison, synthesis. Results and scientific novelty. The author’s hypothesis that the backbone of the institutional trap in the scientific and educational sphere is the trap of strategic planning in the formal documents, which should set strategic guidelines of development of higher education and science, the real content of these documents does not represent: a) the structure of trained personnel (the proportion of graduates, who studied under secondary professional and higher education programmes); b) the planned number of future specialists in specialties and areas of training, which are critical for a breakthrough in the sixth technological order; с) the necessary and sufficient number of researchers, who can provide “breakthrough” scientific results; d) the necessary and sufficient number of higher school teachers, who can provide high-quality transfer of “compressed” human experience. In the scientific sphere, the phenomenon of “implicit knowledge deficit” is recorded: against the background of an increase in the proportion of young researchers (up to 39 years of age), the number and proportion in the cohort of middle-aged researchers (40-59 years) decreases. In higher education, there is a “surplus of implicit knowledge”: a decrease in the share of young teachers with a fairly stable share of middle-aged teachers creates a situation, where there is no one to transmit implicit knowledge to. Cumulatively, this can prevent real scientific results from being obtained and promoted in the real economy and commercialisation, as well as lead to imitation of scientific research and the absence of “breakthrough” scientific results. The analysis of approaches used by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation to assess the effectiveness of universities and research organisations suggests the existence of a “performance evaluation trap”, when the proposed methods do not allow making an objective conclusion about the essence of the measured. The trap of strategic planning in the scientific and educational sphere predefined the paradoxes of strategic planning in the Russian Federation when the development of strategies and programmes for the promotion of crucial sectors of the national economy is not based on forecasting long-term socio-economic development of Russia. Based on the generalisation of the results of the analysis, the proposals are formulated, which should be kept in a reference framework for a national-oriented strategy for the development of the scientific and educational sphere. Practical significance. The research results can be used to adjust the strategy for the development of scientific and educational sphere.
Введение. Одним из последствий кризиса, связанного с пандемией коронавируса, станет усиление глобальной конкуренции за человеческий капитал. Способность России создать барьеры против «утечки мозгов» будет определять скорейшее преодоление кризиса и вхождение в шестой технологический уклад. Повышение эффективности функционирования образовательной системы (в первую очередь высшего образования) как базиса подготовки ученых, которые могут обеспечить получение «прорывных» научных результатов, актуализирует необходимость ликвидации неэффективных норм, задающих ложные ориентиры инновационного развития высшего образования и науки. Цель статьи состоит в выявлении природы институциональных ловушек в научно-образовательной сфере и предложении путей их устранения. Методология и методы. Работа выполнялась с опорой на системный подход. Использовались общенаучные методы: аналитический обзор научной литературы и содержания нормативных документов, обобщение, сравнение, синтез. Результаты и научная новизна. Обоснована авторская гипотеза о том, что системообразующей институциональной ловушкой в научно-образовательной сфере является ловушка стратегического планирования – при формальном наличии документов, которые должны задавать стратегические ориентиры развития высшего образования и науки, реальное содержание этих документов не дает представления: а) о структуре подготовленных кадров (удельном весе численности выпускников, обучавшихся по программам среднего профессионального и высшего образования); б) планируемой численности будущих специалистов по критически важным для перехода к шестому технологическому укладу специальностям и направлениям подготовки; в) необходимом и достаточном количестве исследователей, способных получить «прорывные» научные результаты; г) необходимой и достаточной численности преподавателей высшей школы, которые могут обеспечить качественную передачу «спрессованного» человеческого опыта. В научной сфере мы фиксируем феномен «дефицита неявного знания»: на фоне увеличения удельного веса молодых (до 39 лет) исследователей снижаются численность и удельный вес когорты ученых среднего возраста (40–59 лет). В высшем образовании наблюдается «избыток неявного знания»: снижение доли молодых преподавателей при достаточно стабильной доле преподавателей среднего возраста создает ситуацию, когда неявное знание некому передавать. В совокупности это может препятствовать получению настоящих научных результатов, их продвижению в сфере реальной экономики и коммерциализации, а также приводить к имитации научных исследований и отсутствию «прорывных» научных результатов. Анализ подходов, применяемых Минобрнауки России для определения эффективности вузов и научных организаций, позволяет говорить о существовании ловушки оценки эффективности, когда предлагаемые методики не позволяют сделать объективный вывод о сущности измеряемого. Ловушка стратегического планирования в научно-образовательной сфере предопределена парадоксами соответствующего планирования в Российской Федерации, когда разработка стратегий и программ развития важнейших секторов и отраслей народного хозяйства не опирается на прогноз долгосрочного социально-экономического развития России. На основе обобщения результатов проведенного анализа сформулированы предложения, которые должны быть положены в основу национально-ориентированной стратегии развития научно-образовательной сферы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке стратегии развития научно-образовательной сферы.
Ключевые слова: INSTITUTIONAL TRAPS
REFORM OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPHERE
STRATEGIC PLANNING TRAP
THE STATE PROGRAMME “DEVELOPMENT OF EDUCATION”
ADMISSION CONTROL FIGURES
PROSPECTS FOR PERSONNEL REPRODUCTION
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF ORGANISATIONS
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ
РЕФОРМА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
ЛОВУШКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГОСПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЕМА
ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-9-107-147
SCOPUS: 85097258649
WoS: 000590379000005
Сведения о поддержке: The author expresses his sincere gratitude to the anonymous reviewers for valuable comments and recommendations, which allowed the quality of the article to be improved in the process of its revision.
Автор выражает искреннюю признательность анонимным рецензентам за ценные замечания и рекомендации, позволившие повысить качество статьи в процессе ее доработки.
Источники: Образование и наука. 2020. №9
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_09_006.pdf569,43 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.