Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/36306
Название: Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов
Другие названия: The relationship of thinking styles and academic performance of students
Автор: Khalifaeva, O. A.
Kolenkova, N. Yu.
Tyurina, I. Yu.
Fadina, A. G.
Халифаева, О. А.
Коленкова, Н. Ю.
Тюрина, И. Ю.
Фадина, А. Г.
Дата публикации: 2020-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов / О. А. Халифаева, Н. Ю. Коленкова, И. Ю. Тюрина, А. Г. Фадина // Образование и наука. — 2020. — № 7. — С. 52-76.
Аннотация: Introduction. In the conditions of modern Russian education, the emphasis is shifted to the ability of students to carry out non-standard professional duties and to work independently. All this leads to an increase in the number of studies to identify thinking styles in the student age.The aim of the current publication is to present the results of an empirical study focusing on identification of the relationship of thinking styles and academic performance among the students of Astrakhan State University.Methodology and research methods. In order to achieve the aim, the authors used the following research methods: Methods of Thinking Style (by A. K. Belousova), Learning Styles Questionnaire (by P. Honey, A. Mumford), Implicit Theories and Learning Goals Questionnaire (by C. Dweck), Scale of Academic Motivation (by T. O. Gordeeva, O. A. Sychev, E. N. Osin). To process the data, mathematical-statistical methods were employed: the One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test, the Independent Samples t Test (Student Test), the Mann-Whitney U Test, the Pearson’s Correlation Coefficient, the Spearman’s Rank Correlation Coefficient. All calculations were performed using the IBM SPSS Statistics 21 computer program.Results. In the course of empirical study, 82 students of five faculties of Astrakhan State University (40 boys and 42 girls aged 20 to 23 years old) were involved. As a result of empirical research, it was revealed that an initiative style of thinking with the variable “enriched personality” has a positive correlation, and critical thinking has a positive correlation with the variable “introjected motivation” and “external motivation”. Managerial and practical thinking styles positively correlate with the variables “achievement motivation”, “growing in telligence”, “enriched personality”, “cognitive motivation”, “adoption of learning goals”.Scientific novelty. The tendency to a reliable connection of thinking styles and academic performance was revealed. A positive correlation between managerial, practical thinking styles and cognitive motivation, achievement motivation is found out. Students with proactive, practical, managerial thinking styles have an above-average academic performance.Practical significance. The materials of the publication are of practical importance for teachers and students, as the study of the stylistic peculiarities of the individuality of students directly contributes to the effectiveness of the process of skills and knowledge development.
Введение. В условиях современного российского образования акцент смещается на умение обучающихся нестандартно решать профессиональные задачи и повышение доли их самостоятельной работы. Все это побуждает увеличивать количество исследований по выявлению стилей мышления, свойственных молодым людям студенческого возраста. Цель статьи – представить результаты эмпирического исследования по определению взаимосвязи стилей мышления и академической успеваемости студентов Астраханского государственного университета.Методология и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: методика «Стиль мышления» (А. К. Белоусова), опросник «Стиль деятельности» (П. Хони, А. Мэмфорд), Опросник имплицитных теорий и целей обучения (К. Двек), методика «Шкала академической мотивации» (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин), а также математико-статистические методы обработки данных: критерий Колмогорова – Смирнова для одной выборки, критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий Манна – Уитни, линейная корреляция Пирсона, ранговая корреляция Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. Результаты. В эмпирическом исследовании приняли участие 82 студента (40 юношей и 42 девушки) пяти факультетов Астраханского государственного университета в возрасте от 20 до 23 лет. Было выявлено, что инициативный стиль мышления имеет положительную корреляцию с переменной «обогащаемая личность», критический стиль мышления – с переменными «интроецированная мотивация» и «экстернальная мотивация». Управленческий и практический стили мышления положительно коррелируют с переменными «мотивация достижения», «наращиваемый интеллект», «обогащаемая личность», «познавательная мотивация», «принятие целей обучения». Научная новизна. Выявлена тенденция к проявлению достоверной связи стилей мышления и академической успеваемости. Зафиксирована положительная корреляция между управленческим, практическим стилями мышления и познавательной мотивацией, мотивацией достижения. Студенты с инициативным, практическим, управленческим стилями мышления демонстрируют показатель академической успеваемости выше среднего. Практическая значимость. Материалы публикации имеют прикладное значение для преподавателей и студентов, так как учет индивидуальных стилевых особенностей обучающихся способствует повышению эффективности процесса освоения знаний и навыков.
Ключевые слова: THINKING STYLES
ACADEMIC PERFORMANCE
MANAGERIAL THINKING STYLE
CRITICAL THINKING STYLE
PROACTIVE THINKING STYLE
PRACTICAL THINKING STYLE
ACTIVITY STYLE
REFLECTIVE STYLE
THEORETICAL STYLE
ACHIEVEMENT MOTIVATION
COGNITIVE MOTIVATION
CТИЛИ МЫШЛЕНИЯ
АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
КРИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
ИНИЦИАТИВНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2020-7-52-76
SCOPUS: 85092033870
WoS: 000567504000003
Источники: Образование и наука. 2020. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2020_07_004.pdf457,64 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.