Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/37655
Название: Привязанность к матери как предиктор психологического благополучия в младшем школьном возрасте
Другие названия: Child’s attachment to mother as a predictor of psychological well-being in primary school age
Автор: Kuftyak, E. V.
Magdenko, O. V.
Zadorova, Ju. A.
Куфтяк, Е. В.
Магденко, О. В.
Задорова, Ю. А.
Дата публикации: 2021-09
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Куфтяк, Е. В. Привязанность к матери как предиктор психологического благополучия в младшем школьном возрасте / Е. В. Куфтяк, О. В. Магденко, Ю. А. Задорова // Образование и наука. — 2021. — № 7. — С. 122–146. — DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-122-146.
Аннотация: Introduction. The attachment is viewed as the base for assessment of individual adaptation variation throughout life. In the capacity of the core indicator of the person’s unison with external environment, the psychological well-being combines the different aspects of child life. The assessment of the psychological well-being is based on three indicators: evidence of life satisfaction; life quality assessment; difficulty levels of external and internal spectrum. The aim of the current publication is to investigate the influence of features of attachment to mother on psychological well-being of primary school-age children. Methodology and research methods. The methodological research framework was based on the main provisions of the attachment theory (J. Bowlby, M. Ainsworth). “Mother-Child Attachment Style Measure Questionnaire” method (Pupyreva, 2007) was employed to identify attachment features. The measure of psychological well-being was carried out by means of “Student’s Life Satisfaction Scale” (Toporkova, Slobodskaya et al., 2015), “Pediatric Quality of Life Inventory” and “Strength and Difficulties Questionnaire” (Goodman, Slobodskaya, Knyazev, 2005) methods. 178 primary school-age children (85 boys and 93 girls) aged 10 to 11 (mean age = 10.2) participated in the research. Results. The analysis of the results showed that secure attachment among children reduces life satisfaction, facilitates the behavioural disorders and psycho-emotional reactions, impacts on limitation of social contacts and life quality. Using the regression analysis, it was revealed that the quality of the correlation between attachment indicators and psychological well-being vary depending on degree of attachment security. It is demonstrated that maternal responsiveness and attentiveness is an absolute predictor of life satisfaction, physical and social well-being and life quality in the primary school-age period, irrespective of the child’s attachment types. The absence of mother-child closeness is the predictor for disruption of physical, emotional and social functioning, low level of life quality in insecure attachment in primary school-aged children. Scientific novelty. The specificity of psychological well-being of primary school-aged children with different types of attachment to their mother is determined. It is shown for the first time that characteristics of attachment are the predictors of life satisfaction, quality of life, and mental health of primary school-aged children. Practical significance. By identifying different regression models for the description of psychological well-being on the basis of child-mother attachment indicators, it may be possible to provide interventions to improve psychological well-being based on the characteristics of attachment.
Введение. Привязанность рассматривается как основа для анализа индивидуальных вариаций адаптации на протяжении всей жизни. Психологическое благополучие как ключевой показатель гармонии индивида с внешней средой объединяет различные аспекты жизни ребенка. Оценка психологического благополучия может быть основана на трех индикаторах: выраженности общей удовлетворенности жизнью; оценки качества жизни; уровня проблем экстернального и интернального спектра. Цель. Настоящее исследование посвящено изучению влияния характеристик привязанности к матери на психологическое благополучие детей младшего школьного возраста. Методология, методы и методики. Методологическую основу исследования составили основные положения теории привязанности (J. Bowlby, M. Ainsworth). Определение характеристик привязанности проводилось с использованием методики Опросник оценки типов привязанности к матери (Пупырева, 2007). Оценка психологического благополучия проведена с помощью методик «Шкала измерения удовлетворенности жизни школьников» (Toporkova, Slobodskaya et al., 2015), Pediatric Quality of Life Inventory и «Сильные стороны и трудности» (Goodman, Slobodskaya, Knyazev, 2005). В исследовании приняли участие 178 детей младшего школьного возраста (из них 85 мальчиков) в возрасте от 10 до 11 лет (Мвозр = 10,2). Результаты. Анализ результатов позволил установить, что ненадежная привязанность у детей снижает удовлетворенность жизнью, способствует поведенческим нарушениям и психоэмоциональным реакциям, сказывается на ограничении социальных контактов и качестве жизни. С помощью регрессионного анализа было установлено, что различается качество связи показателей привязанности и психологического благополучия в зависимости от степени надежности привязанности. Показано, что чуткость и внимательность матери представляет собой безусловный предиктор удовлетворенности жизнью, физического и социального благополучия, качества жизни в младшем школьном возрасте независимо от типа привязанности к матери. Отсутствие близости с матерью выступает предиктором нарушений физического, эмоционального и социального функционирования, низкого качества жизни у ненадежно привязанных детей младшегошкольного возраста. Научная новизна. Определена специфика психологического благополучия младших школьников с разными типами привязанности к матери. Впервые показано, что характеристики привязанность выступают предикторами удовлетворенности жизнью, качества жизни и психического здоровья младших школьников. Практическая значимость. Выявленные разные регрессионные модели для описания психологического благополучия на основе показателей привязанности к матери, указывают на возможность психологической коррекции психологического благополучия с опорой на характеристики привязанности.
Ключевые слова: ATTACHMENT
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING
LIFE SATISFACTION
QUALITY OF LIFE
EXTERNAL PROBLEMS
INTERNAL PROBLEMS
PREDICTORS
PRIMARY SCHOOL AGE
ПРИВЯЗАННОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
ЭКСТЕРНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ИНТЕРНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРЕДИКТОРЫ
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-122-146
SCOPUS: 85115963358
WoS: 000697614900005
Сведения о поддержке: The present research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) in the framework of the research project No. 18-013-01101 A “Childhood Attachment and Association with Mental Health Issues”.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 18-013-01101 А «Привязанность в детском возрасте и связь с проблемами психического здоровья»).
Источники: Образование и наука. 2021. №7
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_07_006.pdf448,48 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.