Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/38861
Название: Личностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса с учетом фактора пола
Другие названия: Personal determinants of vandal behaviour among urban school and student youth from a gender perspective
Автор: Kruzhkova, O. V.
Deviatovskaia, I. V.
Krivoshchekova, M. S.
Кружкова, О. В.
Девятовская, И. В.
Кривощекова, М. С.
Дата публикации: 2021-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Кружкова О. В. Личностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса с учетом фактора пола / О. В. Кружкова, И. В. Девятовская, М. С. Кривощекова // Образование и наука. — 2021. — № 10. — С. 155–181. — DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-155-181.
Аннотация: Introduction. Vandalism is an urgent modern problem. This problem is especially acute for modern megalopolises, the environment of which is often a subject for damages and unauthorised changes. However, the megalopolis, possessing specific environmental characteristics, in a sense creates favourable conditions for vandalism through anonymisation, a decrease in social control, the adoption of borderline deviant-like forms of behaviour, etc. At the same time, foreign and Russian researchers refer to adolescents and young adult males as the subjects of vandal activity, i.e. those young people, who are mostly the subjects of education (schoolchildren, students). Their destructive vandal activity can spread in the space of an educational organisation or in the urban territory. Most often, males are at risk of vandalism, but there are examples of female vandalism. In such a case, the question of the personal determination of vandal behaviour of schoolchildren and students as active subjects transforming the environment remains open. The aim of the present research was to identify personality characteristics as facilitating and inhibiting predictors of motivational readiness for vandal behaviour of school and university students in a modern Russian megalopolis taking into account the gender factor. Research methodology, methods and techniques. The research was carried out among students of schools and universities in Ekaterinburg (an urban area with all the features of a modern Russian megalopolis). The study involved 132 people from 13 to 24 years (42 males, 90 females; 57 schoolchildren, 75 students). The HEXACO Personality Inventory, Dark Triad Personality Test and the questionnaire “Motives of Vandalism” were used as diagnostic tools. Mathematical and statistical processing of the results was carried out using comparative statistics (Student’s t-test) and linear regression analysis. The results of the study confirm the existence of significant differences in the motivational readiness for vandalism among the male and female subsamples. The constructed gender-differentiated regression models made it possible to identify a number of significant personality predictors of vandal behaviour. Predictors-facilitators include personality traits such as psychopathy and narcissism. The predictors-inhibitors of vandalism are honesty-modesty, extraversion, altruism, conscientiousness (female subsample), openness to new experience, Machiavellianism. The scientific novelty is in the fact that specific for the Russian sample of students and schoolchildren living in a megalopolis, personal factors of vandal behaviour were identified, taking into account gender differentiation. The practical significance is due to the potential possibilities of using the obtained data for preventing vandalism by students in the framework of the educational process in an educational organisation.
Введение. Вандализм является актуальной современной проблемой. Особенно остро эта проблема стоит для современных мегаполисов, среда которых часто подвергается повреждениям и несанкционированным изменения. Однако мегаполис, обладая специфическими средовыми характеристиками, в некотором смысле создает благоприятные условия для вандализма через анонимизацию, снижение социального контроля, принятие пограничных девиантно-подобных форм поведения и т. д. При этом субъектами вандальной активности зарубежными и отечественными исследователями называются подростки и юноши, то есть те молодые люди, которые в большинстве своем являются кроме прочего субъектами образования (школьниками, студентами). Их деструктивная вандальная активность может распространяться как в пространстве образовательной организации, так и иметь более широкий охват – территорию мегаполиса. Чаще всего в группу риска вандального поведения попадают представители мужского пола, однако есть примеры и женского вандализма. При этом вопрос о личностной детерминации вандального поведения школьников и студентов как активных преобразующих среду субъектов остается открытым. Целью исследования стало выявление личностных характеристик как фасилитирующих и ингибирующих предикторов мотивационной готовности к вандальному поведению учащихся школ и вузов современного российского мегаполиса с учетом фактора пола. Методология, методы и методики исследования. Исследование проводилось среди обучающихся школ и вузов г. Екатеринбурга (городской территории, обладающей всеми признаками современного российского мегаполиса). В исследовании приняли участие 132 человека в возрасте от 13 до 24 лет (42 респондента мужского пола, 90 респондентов женского пола; 57 школьников, 75 студентов). В качестве диагностического инструментария использовались личностные опросники HEXACO, «Темная триада» и опросник «Мотивы вандального поведения». Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с применением сравнительной статистики (t-критерий Стьюдента) и линейного регрессионного анализа. Результаты исследования подтверждают наличие значимых различий в мотивационной готовности к вандализму среди мужской и женской подвыборок. Построенные дифференцированные по фактору пола регрессионные модели позволили выделить ряд значимых личностных предикторов вандального поведения. К предикторам-фасилитаторам относятся такие личностные особенности, как психопатия (для женской подвыборки) и нарциссизм. Предикторы-ингибиторы вандализма – честность-скромность, экстраверсия, альтруизм, добросовестность (женская подвыборка), открытость новому опыту, макиавеллизм. Научная новизна заключается в том, что выявлены специфичные для российской выборки студентов и школьников, проживающих в условиях мегаполиса, личностные факторы вандального поведения с учетом дифференциации по фактору пола. Практическая значимость обусловлена потенциальными возможностями использования полученных данных для организации профилактической работы по предупреждению вандальной активности обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.
Ключевые слова: YOUTH
SCHOOLCHILDREN
STUDENTS
VANDALISM
VANDAL BEHAVIOUR
MEGALOPOLIS
PERSONALITY DETERMINANTS
МОЛОДЕЖЬ
ШКОЛЬНИКИ
СТУДЕНТЫ
ВАНДАЛИЗМ
ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
МЕГАПОЛИС
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-155-181
SCOPUS: 85123984752
WoS: 000762324300006
Сведения о поддержке: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01278).
The current research was performed under the financial support of the Russian Science Foundation (RSF) in the framework of the research project № 17-18-01278.
Источники: Образование и наука. 2021. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_10_007.pdf436,86 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.