Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/38862
Название: Анализ представлений директоров школ России о цифровой трансформации
Другие названия: The analysis of the notions of Russian school principals about digital transformation
Автор: Deryabin, А. А.
Boytsov, I. E.
Popov, А. А.
Rabinovich, P. D.
Zavedenskiy, K. E.
Tsarkov, I. S.
Дерябин, А. А.
Бойцов, И. Э.
Попов, А. А.
Рабинович, П. Д.
Заведенский, К. Е.
Царьков, И. С.
Дата публикации: 2021-12
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Анализ представлений директоров школ России о цифровой трансформации / А. А. Дерябин, И. Э. Бойцов, А. А. Попов, П. Д. Рабинович, К. Е. Заведенский, И. С. Царьков // Образование и наука. — 2021. — № 10. — С. 182–207. — DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-182-207.
Аннотация: Introduction. The challenge of the pandemic forced educational organisations in Russia to resort to massive transition to distance learning and accelerated digital transformation of schools. It has become more obvious than ever that the digital transformation of a school is not limited to a simple technical update of its information resources but implies a fundamental rethinking of the school activities based on the capabilities of digital technologies. The aim of the study was to investigate the experience of digital transformation and the Russian school principals’ notions about it as a systemic process. The subject of the study is the notion about the systemic impact of digital transformation processes on schools; the experience of complexity in the introduction of information technologies in the educational process and school management, the assessment of the progress of digitalisation; the notions about the factors of successful digital transformation, which require a critical understanding of the experience of implementing information technologies in the school, highlighting key success factors. Methodology and research methods. The authors analysed 7189 questionnaires using computer methods for processing the natural language. The questionnaires were completed in general education organisations of 66 regions from all federal districts of Russia. The respondents’ answers were categorised in accordance with the European Framework for Technologically Competent Educational Organisations (DigCompOrg). Results. The research findings demonstrated the significant imbalance in the frequency of responses: the most frequent answers belong to the “Infrastructure” category, while the least frequent ones belong to the categories of pedagogical aspects of digital transformation affecting changes in the educational content and methods for assessing educational outcomes. It is concluded that the respondents’ replies reflect the institutional position of school principals in the current educational system: a head of a government-funded school positions herself/himself as an administrative executor and a representative of the founder, rather than a leader of the teaching team. Consequently, the provision of educational achievements and students’ personal development are largely not perceived by principles of Russian schools as a priority management task. Scientific novelty of the present research lies in the attempt to answer the question of how systematically the digital transformation of the principle is perceived, to apply DigCompOrg to the assessment of these categories by the European Framework of technologically competent educational organisations, as well as to use natural language processing methods to process text answers to open-ended questions of the questionnaire, which made it possible to obtain results on a large sample with wide geographical coverage. Practical significance. The research findings can be used in the development and implementation of advanced training programmes for school and college administrations in accordance with the ongoing digitalisation of Russian educational system.
Введение. Вызов пандемии заставил образовательные организации в России прибегнуть к массовому переходу на дистанционное обучение и ускоренной цифровой трансформации школ. Стало как никогда очевидно, что цифровая трансформация школы не ограничивается простым техническим обновлением ее информационных ресурсов, но предполагает фундаментальное переосмысление деятельности школы с учетом возможностей цифровых технологий. Целью исследования является изучение опыта цифровой трансформации и пол- нота представлений директоров российских школ о ней как о системном процессе. Предметом исследования являются представления о том, какое системное влияние оказывают процессы цифровой трансформации на школу; опыт сложности при внедрении информационных технологий в образовательном процессе и управлении школой, оценка прогресса цифровизации; представления о факторах успешной цифровой трансформации, требующие критического осмысления опыта внедрения информационных технологий в своей школе, выделения ключевых факторов успеха. Методология, методы. При помощи компьютерных методов обработки естественного языка анализировались 7 189 анкет, заполненных в общеобразовательных организациях 66 регионов из всех федеральных округов России. Ответы респондентов были категоризованы в соответствии с Европейской рамкой технологически компетентных образовательных организаций DigCompOrg. Результаты. Обнаружен значительный дисбаланс в частоте ответов: наиболее частотные относятся к категории «Инфраструктура», наименее частотные – к категориям педагогических аспектов цифровой трансформации, в частности, затрагивающих изменения в содержании образования и методах оценки образовательных результатов. Делается вывод о том, что ответы респондентов отражают институциональную позицию директоров школ в существующей образовательной системе – директор государственной школы позиционирует себя скорее, как административный исполнитель и представитель учредителя, а не как лидер педагогического коллектива. При этом обеспечение учебных достижений и развитие учащихся не воспринимается директорами российских школ как приоритетная управленческая задача. Научная новизна. Новизна исследования заключается в попытке ответить на вопрос, насколько системно воспринимают цифровую трансформацию директора школ, в применении для оценки этого категорий Европейской рамкой технологически компетентных образовательных организаций DigCompOrg, а также в применении методов обработки естественного языка для обработки текстовых ответов на открытые вопросы анкеты, что позволило получить результаты на большой выборке с широким географическим охватом. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использовать при разработке и реализации программ повышения квалификации работников общего, специального и дополнительного образования, связанных с продолжающейся цифровизацией российского образования.
Ключевые слова: EDUCATION
PEDAGOGICAL LEADERSHIP
MANAGEMENT PRACTICES
SCHOOL
DIGITALISATION
DIGITAL TRANSFORMATION
COVID-19 PANDEMIC
PARENTS
TEACHERS
CHILDREN
NATURAL LANGUAGE PROCESSING
ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ШКОЛА
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
ПАНДЕМИЯ COVID-19
РОДИТЕЛИ
УЧИТЕЛЯ
ДЕТИ
ОБРАБОТКА ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-182-207
SCOPUS: 85124003902
WoS: 000762324300007
Сведения о поддержке: Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 19-29-14180.
The article was performed as a part of the state-assigned research work of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration with the financial support from the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 19-29-14180.
Источники: Образование и наука. 2021. №10
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2021_10_008.pdf777,68 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.