Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42551
Название: Ценностные ориентации мультисубъектного «Я» и рефлексивный выбор как ресурсы стрессоустойчивости и адаптации студентов в поликультурных группах
Другие названия: Value foundations of the multiple self and reflexive choice as student’s resources in stress resistance and adaptation in multicultural groups
Автор: Gryazeva-Dobshinskaya, V. G.
Koltunov, E. I.
Dmitrieva, Yu. A.
Naboichenko, E. S.
Zhi, J.
Грязева-Добшинская, В. Г.
Колтунов, Е. И.
Дмитриева, Ю. А.
Набойченко, Е. С.
Чжи, Ц.
Дата публикации: 2023-03
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Ценностные ориентации мультисубъектного «Я» и рефлексивный выбор как ресурсы стрессоустойчивости и адаптации студентов в поликультурных группах / В. Г. Грязева-Добшинская, Е. И. Колтунов, Ю. А. Дмитриева, Е. С. Набойченко, Ц. Чжи // Образование и наука. — 2023. — № 3. — С. 122-154. — DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-122-154.
Аннотация: Introduction. The present research is dedicated to an urgent problem of investigating the stress experience and adaptation by students studying in a multicultural environment of modern universities. In the course of studying the resources for stress resistance and adaptation, the authors analysed Chinese and Russian students’ value priorities and value realisation based on the concept of multiple self. The relevance of the chosen approach is based on the existence of intrapersonal value conflict experienced by students studying in the multicultural university environment and interaction with representatives of other cultures. Aim. The current research aims to conduct cross-cultural analysis of values of the multiple self and the reflective choice of Chinese students in the context of stress experience and adaption to stressfulsituations in a new culture, and students from Russia studying in the environment of multicultural interaction. Methodology and research methods. The authors used a comparative analysis of the significance of values and their realisation among representatives of different cultures in the situation of experiencing stress and adaptation to stressful situations in the multicultural educational environment. Results and scientific novelty. The study allowed the authors to analyse the factors of successful adaptation to a different culture on the sample of Chinese and Russian students studying in the same multicultural environment. The research revealed values specific for students from different culture groups with a high level of adaptation to the multicultural environment of a modern university: health, art, career, power, education for students from China, freedom and friendship for students from Russia. Cultural-specific differences were found in the successful realisation of personal value standards in the field of love (more achievable for the group of Chinese students) and freedom (more achievable for Russian students). Cultural groups with varying degrees of adaptation to the multicultural environment of the university were identified and analysed. The obtained results on specifics of students’ adaptation to the multicultural educational environment could be used as the basis for a differential approach to further cross-cultural studies. Practical significance. The analysed specifics of the reflection on the value priorities from different substructures of the multiple self and the established differences in the realisation of personal value standards of students from China and Russia can be used in the consulting practice of cultural adaptation centres.
Введение. Данное исследование посвящено актуальной проблеме исследования переживания стресса и адаптации студентами в условиях обучения в поликультурной среде современных университетов. В контексте изучения ресурсов стрессоустойчивости и адаптации в исследовании анализируются ценностные приоритеты и реализуемость ценностей студентов из Китая и России на основе концепции множественного «Я». Актуальность выбранного подхода обусловлена внутриличностным ценностным конфликтом, возникающим у студентов в ходе обучения в поликультурной среде университета и взаимодействия с представителями других культур. Цель статьи – кросс-культурный анализ ценностей мультисубъектного «Я» и рефлексивного выбора студентов из Китая в контексте переживания ими стресса и адаптации к стрессовым ситуациям в новой культуре и студентов из России, обучающихся в условиях поликультурного взаимодействия. Методология, методы и методики. В исследовании используется сравнительный анализ значимости ценностей и их реализуемости у представителей разных культур в контексте переживания стресса и адаптации к стрессовым ситуациям у студентов, вовлеченных в поликультурную образовательную среду. Результаты и научная новизна. Исследование позволило изучить факторы успешной адаптации к иной культуре на примере студентов из Китая и обучающихся с ними в одной поликультурной среде студентов из России. Выявлены ценности, отличающие студентов с высоким уровнем адаптации к поликультурной среде современного университета: здоровье, творчество, карьера, власть, образование у студентов из Китая, свобода и дружба у студентов из России. Обнаружены культурно-специфические различия в успешности реализуемости личных ценностных запросов в области любви (более успешная реализация у студентов из Китая) и свободы (более успешная реализация у студентов из России). Выявлены культурные группы с разной степенью приспособленности к поликультурной среде университета и проанализированы их особенности. Полученные результаты исследования адаптации студентов в поликультурной образовательной среде могут стать основанием дифференциального подхода в кросс-культурных исследованиях. Практическая значимость. Проанализированная специфика рефлексии приоритетов ценностей субструктур мультисубъектного «Я» и установленные различия в реализуемости личных ценностных запросов студентов из Китая и России могут быть использованы в консультационной практике центров культурной адаптации.
Ключевые слова: CROSS-CULTURAL PSYCHOLOGY
SELF-CONCEPT
REFLECTIVE CHOICE
VALUES
ADAPTATION
STRESS
STRESS EXPERIENCE
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Я-КОНЦЕПЦИЯ
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ВЫБОР
ЦЕННОСТИ
АДАПТАЦИЯ
СТРЕСС
ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРЕССА
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-122-154
SCOPUS: 85158044757
WoS: 000960475400005
Источники: Образование и наука. 2023. № 3
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2023-03_006.pdf473,87 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.