Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/44052
Название: Ценности личности в представлениях о волонтерской деятельности у студентов университетов
Другие названия: Personal values in the perceptions of volunteer activities among university students
Автор: Васильева, И. В.
Чумаков, М. В.
Чумакова, Д. М.
Vasileva, I. V.
Chumakov, M. V.
Chumakova, D. M.
Дата публикации: 2024-02
Издатель: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Библиографическое описание: Васильева, И. В. Ценности личности в представлениях о волонтерской деятельности у студентов университетов / И. В. Васильева, М. В. Чумаков, Д. М. Чумакова // Образование и наука. — 2024. — № 2. — С. 140–165. — DOI: 10.17853/1994-5639-2024-2-140-165.
Аннотация: Introduction. Student youth is the most active part of society. The development of the student personality is necessary to ensure a stable future society. The study is devoted to revealing the structure of ideas about volunteering among university students. Due to the difficult political and economic situation in the country and in the world as a whole, a multi-level volunteer movement is actively developing: from those supported by administrative structures to individual types of activities shown by individual citizens on their own initiative. The volunteer movement solves both local problems and goes to the national level, through the translation of the value base of its activity. Aim. The present research aims to study the structure of ideas about volunteering in university students and to identify the axiological content in these ideas. With this aim, complexes of semantic markers were identified, indicating groups of values according to the classification of S. Schwartz. This allows using semantic markers for axiological analysis of information. Methodology and research methods. As a method, an associative experiment modified for the research tasks, was used. 159 university students were interviewed in Ekaterinburg, Kurgan, and Tyumen. 1431 associations related to volunteering were analysed. Results. The weight of a value and its position in the hierarchy was determined by the number of associations that correlate with this value semantically. In the first place, there is the value of security, in terms of the security of another person. In the second place, there is the value of kindness, and, in the third place – the value of universalism. The value of universalism emphasises the voluntariness and disinterestedness of volunteering. This is followed by the value of independence, which expresses the aspect of activity and initiative. The next is the value of tradition. The values of stimulation, achievement, hedonism and conformity are the least expressed in students’ perceptions. The values of security, universalism and kindness are fully reflected in the views of students. The values of independence and tradition are represented by a certain facet, aspect. Other values are represented weakly and diffusely. Such a differentiation of values is connected with the content of volunteering, as well as with the students’ ideas about it. The study shows the fundamental isomorphism of the content of activity, ideas about this activity and the relevance of the hierarchy of personal values. Scientific novelty. The ideas about volunteering are considered through the prism of personal values. A hierarchically organised profile of values associated with volunteering is revealed. Practical significance. Many organisations are in need of volunteer help but are having difficulties recruiting and retaining volunteers. The value of the current research is to understand what can attract and retain volunteers.
Введение. Студенческая молодежь является наиболее активной частью общества. Развитие личности студентов необходимо для обеспечения стабильного будущего социума. Исследование посвящено выявлению представлений о волонтерской деятельности у студентов университетов. В связи со сложной политической и экономической обстановкой в стране и в мире в целом, активно разворачивается разноуровневое волонтерское движение: от поддерживаемого административными структурами до индивидуальных видов активностей, проявляемых отдельными гражданами по собственной инициативе. Волонтерское движение решает как локальные задачи, так и выходит на общегосударственный уровень, через трансляцию ценностного основания своей деятельности. Цель статьи – исследование структуры представлений о волонтерстве у студентов университетов и выявление аксиологического содержания в этих представлениях. Для этого выявлялись комплексы семантических маркеров, указывающих на группы ценностей по классификации Ш. Шварца. Это позволяет использовать семантические маркеры для аксиологического анализа информации. Методология, методы и методики исследования. В качестве метода использован ассоциативный эксперимент, модифицированный под задачи исследования. Было опрошено 159 студентов университетов г. Екатеринбурга, г. Кургана, г. Тюмени. Была проанализирована 1431 ассоциация, связанная с волонтерской деятельностью. Результаты. Весомость ценности и ее положение в иерархии определялось количеством ассоциаций, которые соотносятся с этой ценностью семантически. На первом месте находится ценность безопасности, в аспекте безопасности другого человека. На втором месте находится ценность доброты, а на третьем – ценность универсализма. Ценностью универсализма подчеркивается добровольность и бескорыстность волонтерской деятельности. Далее следует ценность самостоятельности, в которой выражен аспект активности и инициативности. Следующей выступает ценность традиции. Наименее выражены в представлениях студентов ценности стимуляции, достижения, гедонизма и конформности. Ценности безопасности, универсализма и доброты отражены в представлениях студентов практически в полном объеме своего содержания. Ценности самостоятельности и традиции представлены определенной гранью, аспектом. Остальные ценности представлены слабо и диффузно. Такая дифференциация ценностей связана с содержанием волонтерской деятельности, а также с представлениями о ней студенческой молодежи. Исследование показывает принципиальную изоморфность содержания деятельности, представлений об этой деятельности и релевантность иерархии ценностей личности. Научная новизна. Представления о волонтерстве рассмотрены через призму ценностей личности. Выявлен иерархически организованный профиль ценностей, связанных с волонтерством. Практическая значимость. Многие организации нуждаются в волонтерской помощи, однако испытывают трудности с набором и удержанием волонтеров. Ценность данного исследования в том, чтобы понять, что может привлекать и удерживать волонтеров.
Ключевые слова: PERSONALITY VALUES
STUDENTS
VOLUNTEERING
UNIVERSITY
PSYCHOSEMANTIC APPROACH
ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТЫ
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ISSN: 2310-5828
1994-5639
DOI: 10.17853/1994-5639-2024-2-140-165
Источники: Образование и наука. 2024. № 2
Располагается в коллекциях:Образование и наука

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
edscience_2024_02_007.pdf425,13 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.